< >Новости мира
Главная » Наука » Цап-царап не получается: почему не летают российские беспилотники

Цап-царап не получается: почему не летают российские беспилотники

Среда, 13 Январь, 2021 года
Просмотров: 51
Комментариев: 0

В Сети развернулась дискуссия, почему Россия отстает от развитых (и не только) стран мира в создании беспилотной авиации.

Поводом для обсуждения стал материал, опубликованный в своем канале аналитиком Василием Савиновым, в котором он назвал главную причину отставания: в нашей стране нет своих поршневых моторов, а в условиях санкций взять их неоткуда.

Автор приводит в пример Турцию, которая не стесняется заимствовать и импортировать компоненты, покупая необходимую начинку у американцев, канадцев, израильтян и так далее:

«Поршневые двигатели турки покупают у Bombardier и Pratt&Whitney, а для турбовинтового тяжелого БПЛА создают СП с украинским Мотор-Сич. Но мы ж не басурмане какие, у нас есть свой девиз : «100% импортозамещение». Поэтому мы не только не вспоминаем, что производимые УЗГА «Форпосты» это израильский Searcher, но и остальное пытаемся стырить, наклеить сверху свой шильдик и выдать за отечественное. Увы, плохие полимеры пока не позволяют локализовать даже относительно простые поршневые двигатели. А без двигателей массовое производство готовых изделий не развернешь.

Например, вот идущая уже лет 8-9 тема «Иноходец». Двигатель для БПЛА «Орион». Тем, кто глядя на знакомый каждому авиатору двигатель скажет : «Да это же австрийский Ротакс, там даже на крышках написано!» следует строго попенять. Нет, теперь нужно читать надпись на другой пластине, это двигатель АПД-115Т. Ну, по названию. Де-факто это все те же Ротаксы, купленные там же у Бомбардье. А дальше началось шоу с освоением бюджетов, сменой исполнителей, концепций, в ходе которого все успели сто раз забыть, что и ради чего делалось.

 

«Российский» авиационный поршневой двигатель с предательскими надписями Rotax. Для БПЛА Орион.

Для начала вообще непонятно, почему решили плясать от канадской базы. Нет, понятно, что своей не было. Свой надежный авиационный ПД, который смог бы пройти военную приёмку, мы бы сделали как раз к тому времени, как остальные перейдут на фотонные ракеты. Изначально в проект взяли спецов от моделизма и малой авиации, там все знают простые, как велосипед, 100-сильные Ротаксы – наверное, так все и начиналось. Но затем военные потребовали потолок в 7500 м. Что для атмосферного Ротакса примерно как в космосе. Фигня вопрос! Просто пойти и купить у того же Ротакса турбированную версию – это не наш путь. Мы сами, мы за локализацию! Вкорячили турбину – не работает. Блок управления двигателем (ECU — engine control unit) американского производства не позволяет атмосферной версии работать в режиме турбонаддува: система не понимает, откуда появляется увеличенный расход воздуха, и вставала на самоблокировку. Регулировочные таблицы были недоступны, самим перепрограммировать ECU не удалось. Да, при огромном числе частников, которые чипуют и тюнингуют карты ПД, не смогли. Впрочем, и сам двигатель, материалы поршней, маслосистема и пр. не подразумевали турбовариант, пошли прогары и прочие легко предсказуемые косяки…»

Аналитик приводит еще несколько примеров в том же роде. Между тем, проблема эта идет еще из советских времен и с каждым годом становится все глубже. Вот как комментирует ситуацию социолог Сергей Белановский:

 

«Неоднократно писал о производственной ситуации на заводах СССР. В каком-то смысле было отчасти смешно, но на самом деле грустно.

Но увы, сегодня стало намного хуже. Может быть, не везде? Не знаю. Но вот сюжет про моторы к БПЛА. Читать тяжело. Либо инженерная культура утрачена, либо руководство до такой степени гнилое, либо то и другое вместе. «Адаптировали для китайского двигателя блок управления от снегохода РМЗ-500». Нет, это не бред, не так смешно, как кажется. Как-то подогнать можно. И, как ни странно, мозги для этого тоже надо иметь.

Все помнят слова Путина: «Пусть себе разрабатывают, а мы потом цап-царап». Вот оно — цап-царап. Скопировать инженерное изделие — далеко не простая задача. Мне самому как-то пришлось этим заняться. Я об этом писал. Простейшая деталь — а скопировать не удалось. Американцы использовали полиамидную пластмассу для чего? Для удешевления, экономии меди. А наш полиамид не вставал, лопался. Даже не потому, что он хуже. Другая технология, другие характеристики. Ну, поставили дорогущий в те времена полиуретан. Экономии не получилось, но задание выполнили, отчитались. Подумаешь, американцы! Мы круче.

Но соединять блоки от разных машин (причем, от разных производителей и разного назначения) — это все-таки перебор. Тем более, что заказ оборонный и аппарат должен пойти в серию. Всякое бывало в СССР, но такого не припомню.

А сейчас в сети полно историй, похожих эту.

Меня упрекают в пессимизме. Может быть, справедливо. Как писал Тойнби: иногда помогает Бог. Будем надеяться…»

Поделись с друзьями, расскажи знакомым:


Оцените, пожалуйста, статью, я старался!
Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (Еще нет голосов, оставьте первым)
Загрузка...
КОММЕНТАРИИ

Комментариев пока нет.

  • Оставить комментарий
     
    Имя