< >Новости мира


Главная » Культура » Найденные в помойке снимки Родченко показали на выставке

Найденные в помойке снимки Родченко показали на выставке

Пятница, 18 Ноябрь, 2016 года
Просмотров: 188
Комментариев: 0

Как легендарный дом «ВХУТЕМАС» стал приютом для художницы Раисы Идельсон, ее первого мужа, знаменитого «бубнового вальта» Роберта Фалька, потом ее второго супруга, авангардиста Александра Лабаса и основателя конструктивизма Александра Родченко, так и галерея «ARTSTORY» умудрилась разместить у себя работы этих знаковых мастеров.


фото: Ксения Коробейникова

Александр Родченко

Их объединил дом на Мясницкой, 21, где сосредоточились мастерские ведущих художников русского авангарда 1920-1930-х годов. Кроме них здесь проживали поэт Николай Асеев, футурист Алексей Кручёных, живописцы Николай Касаткин, Абрам Архипов, Петр Кончаловский, композитор Дмитрий Шостакович… Здание, состоящее из двух склеенных девятиэтажек, подробно описано Борисом Пастернаком в прологе к первому изданию «Живаго».

Кто не читал – может увидеть его на ракурсных снимках родоначальника дизайна и рекламы в СССР Александра Родченко. Он снимал его с птичьего полета, поэтому дом выглядит гигантским. Неспроста: до строительства сталинских высоток он считался самой высокой точкой столицы. На последнем этаже у Родченко была мастерская; чувствуется, как фотограф любил дом: запечатлел его как живой организм. Здание то вздымается со всеми балконами вверх, то обрушивается вниз, где-то вообще разлагается на куски. Собрэать их воедино можно, пройдя вдоль фотокоридора.

Читайте также:  Песни групп Queen, Pink Floyd, ABBA и других Минкульт рекомендует для изучения школьника

Владелец кадров Михаил Алшибая до этого ни разу не показывал коллекцию публично. Нашел же он их на самой настоящей помойке приблизительно в середине 90-х.

– Я шел по Мясницкой и заметил нетрезвого нищего возле мусорного бака, он рассматривал фотографии в замусоленной папке, – вспоминает господин Алшибая. – Боковым зрением я усмотрел знакомый вид, подошел, оценил – это были фотографии Родченко небольшого размера. Бомж нашел их в мусорном баке и решил продать мне. Не могу назвать сумму, в то время существовали инфляционные цены, но подходящее количество купюр оказалось при мне.


фото: Ксения Коробейникова

Другой авангардист, пусть и ушедший в традиционную живопись, Роберт Фальк знакомит нас не с домом, а со своей любимой натурщицей – Раисой Идельсон. Вот она лежит обнаженная или в красной кофточке расчесывает копну волос, или с пучком на голове пригвождает взглядом. Эти картины созданы в момент творческого взлета Фалька, который обусловлен началом совместной жизни с Идельсон в доме «ВХУТЕМАСа».

Пройдут годы, супруги разведутся, и мастеру изредка начнет улыбаться случай поработать в театре или продать рисунки в частное собрание. Художница Елена Фрадкина отзывается об этом периоде Фалька так: «Я не знаю никого, кто бы с таким мужеством переносил нищету, на которую его обрекли. Его били рублем, не выставляли, оскорбляли. Никогда не забуду, как он, задыхаясь, приходил ко мне с неизменной авоськой, где болтались банка гороха и рыбные котлеты».

Читайте также:  Песни Queen, ABBA и Nirvana вошли в "Культурный норматив школьника"


фото: Ксения Коробейникова
А. Лабас. Автопортрет с семьёй. 1933

Второму мужу Идельсон – Александру Лабасу – жилось значительно лучше. Это чувствуется по его светлой живописи. И неважно, чем он писал (акварелью, маслом, гуашью или карандашом) урбанистические пейзажи Москвы, Ленинграда, Риги или черноморские города с пляжами, кораблями, березовые рощи или виды с дачных террас. Отовсюду пробивается положительная энергетика.

– Я помню, как дедушка писал в огромной светлой мастерской на Масловке, куда по выходным меня отправляли родители – рассказывает внучка художника Алиса Лабас, чей портрет представлен на выставке. – Тогда у него были проблемы со здоровьем, и ему запрещали есть шпроты. Мне тоже мама их не разрешала. После застолий мы ждали, пока все уйдут из комнаты, и съедали по одной. Это было нашим общим счастьем.

Наконец, саму Раису Идельсон мы узнаем по письмам, дневникам и трем сохранившимся работам. Одна из них – «Чудаки» – связана с поездкой Роберта Фалька в Среднюю Азию, где он написал полотно «В Чайхоне». Скорее всего, им впечатлилась художница и решила создать «Чудаков», на оборотной стороне которых написала стихи:

Читайте также:  Зачем 23% россиян постоянно прикасаются к скульптурам и памятникам?

Прохладный сад в тени больших деревьев,

Мулла с раввином за столом сидят,

Хотят решить, что для людей важнее,

Восход луны иль солнечный закат.

Подпись – Рая Идельсон


фото: Ксения Коробейникова
Раиса Идельсон. Автопортрет с изумрудом

Всю жизнь она писали стихи. В стол, поэтому не родила ни одной фальшивой строчки. В них напрочь отсутствуют авангардистские выкрутасы, зато много воздуха, искренности и нежности. Конечно, поэта Идельсон не поставишь в один ряд с Анной Ахматовой и Мариной Цветаевой, но с Поликсеной Соловьевой, Зинаидой Гиппиус, Софией Парнок – легко.

Убедиться в этом можно, заглянув в каталог выставки, попытка которой воссоздать объемное представление о великих личностях русского авангарда – удалась.

Поделись с друзьями, расскажи знакомым:


Оцените, пожалуйста, статью, я старался!
Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (Еще нет голосов, оставьте первым)
Загрузка...
КОММЕНТАРИИ

Комментариев пока нет.

  • Оставить комментарий
     
    Имя