< >Новости мира
Главная » Наука » Назначена дата старта российско-украинской ракеты

Назначена дата старта российско-украинской ракеты

Вторник, 10 Ноябрь, 2015 года
Просмотров: 167
Комментариев: 0

Словосочетание российско-украинская ракета в нынешних реалиях звучит довольно фантастично. Текущая политика Украины подразумевает максимально возможное сокращение сотрудничества с нашей страной. Разве что на ниве кондитерских изделий могут быть послабления. И тем не менее именно российско-украинская ракета должна стартовать с Байконура уже 11 декабря.

Речь идет о ракете-носителе «Зенит-2SБ» с метеорологическим спутником «Электро-Л» на борту.

Геостационарная орбита, спутник массой 1766 кг; ракеты семейства «Зенит» задумывались еще в Советском Союзе именно для таких задач. Разработчиком выступило известное на весь Союз днепропетровское КБ «Южное».

С распадом СССР производственные цепочки нарушились, но руководство завода «Южмаш» умудрялось продолжать сотрудничать с Россией, получая от этого немалую выгоду. Один проект «Морской старт» чего стоит. Для него, в частности, и проектировался «Зенит».

Теперь «Морской старт» переориентируется на ракету-носитель «Ангара» соответствующей модификации. А КБ «Южное» вместе с заводом «Южмаш» остались не у дел. Правительство Украины старательно рвет все налаженные связи с Россией, ну а третьи страны, после прошлогодней катастрофы «Антареса» с двигателями украинского производства, как-то не торопятся с заказами.

Читайте также:  Разработчикам софта предложили идентифицировать всех пользователей

Однако Россия готовит еще два запуска «Зенита». Не пилить же на металл уже практически готовые к использованию носители. Тем более что украинского на них всего ничего.

Сам спутник сконструирован и собран НПО имени Лавочкина из отечественных компонентов. Там же изготовлены головной обтекатель ракеты и переходный отсек. Разгонный блок «Фрегат-СБ» — опять-таки детище НПО Лавочкина. А вот двигатель первой ступени изготовлен уже НПО «Энергомаш», что в подмосковных Химках. Это жидкостный ракетный двигатель РД-170, одна из модификаций которого так полюбилась Пентагону. То же НПО делает и двигатель второй ступени «Зенита» — РД-120.

На долю украинского «Южмаша» приходится только рулевой двигатель РД-8. Важная деталь, спорить не будем. На ракеты, вообще, не принято устанавливать неважные детали. Борьба идет за каждый килограмм. Но все равно, как-то невелик вклад. Давно бы сконструировали свой, и дело с концом.

Но нет. Имеются данные, утверждающие критическую важность именно этого двигателя. Достаточно просто обратить внимание на историю переносов даты старта «Зенита».

Читайте также:  В космос без ракеты: американская SpinLaunch разрабатывает электромагнитную «катапульту»

Первоначально старт намечался на январь—февраль 2015 года. Потом сроки перенесли на июнь—июль. Летом тоже не получилось. Предыдущая дата запуска – 18 ноября. И снова неудача. Теперь старт перенесен на 11 декабря.

Казалось бы, с кем не бывает. В Роскосмосе сейчас вообще сложная ситуация с расписанием пусков. С 21 ноября на 21 декабря сдвинулась дата запуска грузового корабля нового поколения «Прогресс-МС». Это повлекло масштабные сдвиги в расписании полетов, вплоть до продления сроков пребывания космонавтов на международной космической станции.

Но в случае с «Зенитом» ситуация иная. Такая чехарда с переносом сроков запуска обусловлена нежеланием СБУ Украины предоставить своим специалистам разрешение на обслуживание ракеты. И пока разрешения нет, старт отодвигается все дальше и дальше. Если не удастся выписать необходимых специалистов в этот раз, то спутник «Электро-Л» задержится на планете до следующего года.

То есть почти год простаивает спутник, потому что украинские специалисты не могут приехать в Байконур и выдать свое экспертное заключение. Неужели двигатель РД-8, разработанный на стыке 70-80х, настолько уникальный, что заменить его ничем нельзя? Или груз такой массы не вытянуть какой-нибудь другой ракете? А может быть, просто спутник не из важных?

Читайте также:  Соленая вода периодически появляется на Марсе

Нет, нет и нет. При желании Россия в состоянии вытащить на заданную орбиту спутник такой массы. И никакие секретные украинские двигатели не нужны. А вот оставшиеся на территории Украины ученые советской школы могли бы пригодиться. Строго на север порядка 600 километров от Байконура, и вот она — граница Российской Федерации.

Не удивлюсь, если на следующий день после старта ракеты «Зенит-2SБ», научная составляющая украинской делегации запросит политического убежища и поедет спокойно работать по профилю на ведущих российских предприятиях космической отрасли.

Наши «западные партнеры» доходчиво продемонстрировали, что в современном мире высококлассные специалисты на вес золота и в переманивании их под свою юрисдикцию нет ничего предосудительного. Почему бы не воспользоваться опытом заморской державы, тем более что дома у украинских специалистов по космическим технологиям работы по специальности нет и не предвидится.

Илья Новицкий

Поделись с друзьями, расскажи знакомым:


Оцените, пожалуйста, статью, я старался!
Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (Еще нет голосов, оставьте первым)
Загрузка...
КОММЕНТАРИИ

Комментариев пока нет.

  • Оставить комментарий
     
    Имя