< >Новости мира
Главная » Культура » Noize Мандельштам MC

Noize Мандельштам MC

Четверг, 19 Ноябрь, 2015 года
Просмотров: 168
Комментариев: 0

После Крыма на российскую культуру в нашей стране опустили завесу молчания. По интернету и страницам газет бродят только сентиментальные воспоминания о том, «как мы во времена оппозиции слушали Окуджаву и Высоцкого», как мы пили водку под Бродского, Вознесенского или какого-нибудь Ерофеева, кто кого в 79-м, и вообще, какая была мировая жизнь в противостоянии этому *** коммунизму. Бедная, но, по крайней мере, достойная. Чтобы поддержать гериатрический фронт в сопоставлении «раньше» и «сейчас», акцент всегда делается на «раньше». Книги сейчас — сплошная белиберда. Где прежняя глубина? Музыканты есть, но не чета прежним. Времена — другие, какие-то не такие, и ох, как тяжело живется! О чем тут тогда писать? Нежелание поспевать за реальностью списывается в итоге на ничтожность последней.

Я начал с такой анонимной филиппики, потому что на экраны российских кинотеатров вышел фильм об Осипе Мандельштаме, и никто об этом даже не упомянул. В Польше написаны сотни статей о Мандельштаме, обстоятельствах его смерти, героической жене, отношении к Сталину. Все они говорят об одном и том же одинаковым герметичным языком литературной критики, все обрываются на одном и том же месте. Их авторы — это всегда пожилые любители воспоминаний, живущие в «раньше», вместо того, чтобы жить в «сейчас». Современности, в том числе вокруг фигуры самого поэта, не существует. Но хватит ворчать.

Фильм носит название «Сохрани мою речь навсегда», снял его Роман Либеров, который, несмотря на свой молодой возраст (он родился в 1980 году), выпустил уже шестую свою картину, и каждую — об известном писателе: Сергее Довлатове, Георгии Владимове, Иосифе Бродском, Юрии Олеше и писательском дуэте Евгения Петрова и Ильи Ильфа. В сотую годовщину октябрьской революции режиссер планирует показать фильм об Андрее Платонове. Либеров поставил перед собой оригинальную цель: снять 137 лент о 137 людях, которыми он восхищается. В первую очередь о писателях, но не только о них. В списке есть также Beatles и Фредди Меркьюри.

Фильм не нацелен на коммерческий успех, потому что это не в полной мере… фильм. Он складывается из кадров анимации (порой в духе «Монти Пайтон»), документальных отрывков и фрагментов с использованием кукольного театра. Персонажей озвучивали известные актеры, в частности, Виктор Сухоруков (Мандельштам), Чулпан Хаматова, Инна Чурикова, Светлана Камынина, Евгений Стеблов. В фильме появляются фигуры Сталина, Ахматовой, Пастернака. Свое творение режиссер назвал «сочинением для кинотеатра со зрителем».

Музыку к фильму написал актер и композитор Кирилл Пирогов. Однако интереснее всего сквозной мотив — произведение рэпера Noize MC на стихи Мандельштама, которое носит то же название, что и фильм. Композиция «Сохрани мою речь навсегда» появилась в альбоме прошлого года Hard Reboot, который можно послушать целиком на портале Youtube. 

Говоря максимально кратко, Осип Мандельштам был великим поэтом и прозаиком, язык которого из-за его богатства, объема, классической красоты и размаха называют русской латынью. Мандельштам много писал, но мало публиковался, а в 1933 году ему пришла в голову безумная идея прочесть (!) перед полутора тысячами слушателей стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны», где он представил отталкивающий образ Сталина. Пастернак, услышав стихотворение, сказал: «То, что вы мне прочли, не имеет никакого отношения к литературе, поэзии. Это не литературный факт, но акт самоубийства, которого я не одобряю и в котором не хочу принимать участия. Вы мне ничего не читали, я ничего не слышал, и прошу вас не читать их никому другому».

Читайте также:  В Берлине прошла премьера русско-немецкого спектакля Серебренникова "Декамерон"

Легко догадаться, что Мандельштама вскоре арестовали, люди (включая политического покровителя Николая Бухарина) от него отвернулись, а в прессе началась травля. Удивительно, но Сталин позволил Осипу и его жене Надежде уехать в Воронеж. Там поэт написал свою Оду Сталину. Он переступил через себя, надеясь вернуться к нормальной жизни. К сожалению, спустя несколько месяцев после возвращения в Москву он был вновь арестован и вскоре (в 1938 году) умер.

* * *

Роман Либеров на вопрос, был ли выбор Noize MC компромиссом, чтобы привлечь в кинотеатры молодую публику, возмутился: «Это моя любовь! Вы ждали нового Высоцкого и Галича? Вот он! Он сделал потрясающую вещь: смог не законсервировать, а именно сохранить речь Мандельштама».

Noize — талант-самородок, он записывает альбомы с 12 лет, хотя его первый сольный диск вышел лишь в 2008. Называть его «рэпером» не вполне верно, потому что он занимается не только «декламацией» под ритмичную музыку, но еще поет, играет на гитаре и пианино, обращается к электронной музыке, року, рэгги, использует синтезатор и выступает с «живой» группой. Как это часто бывает с российской музыкой, она все равно остается восточной, самобытной, своеобразной… одним словом, российской и немного отстающей от Запада. Подложки в духе drum’n’bass, которые он использует, были в Лондоне открытием 15 лет назад, а электронные элементы — это реликт второй половины 90-х (трип-хоп, рейв).

Иван Алексеев (так звучит его настоящее имя) в 2011 году участвовал в протестных акциях в Казани, специально написав по этому случаю песню «Сам гандон!». Это был ответ на слова Путина, который, увидев протестующих, решил, что они прикрепили к груди презервативы в качестве символа борьбы со СПИДом. Вскоре после этого Noize подложил свой голос и музыку под короткий ролик на Youtube, изображающий Путина под капельницей с Pepsi. До этого, в 2010, Noize попал на 10 дней под арест в Волгограде за оскорбление полиции. В том же году «Мерседес» вице-президента «Лукойла» Анатолия Баркова врезался в «Ситроен», убив находившихся в нем двух женщин. Суд снял с Баркова и его водителя все обвинения, возложив вину за аварию на погибшую женщину. Тогда Noize записал песню «Мерседес S666», которая стала хитом в интернете: «Разрешите представиться, меня зовут Анатолий Барков (…) Я персонаж другого клана, существо высшего порядка / Мне незнакомы проблемы, не решаемые взяткой / Мне неизвестны люди, чьи жизни важнее моих интересов / Меня не парит, что там обо мне напишет пресса / Если ты встал на пути моего Мерседеса / При любом раскладе, ты виновник дорожно-транспортного замеса. / Мерседес S666 / Прочь с пути, плебей, под колеса не лезь (…) Сейчас я жив и здоров, и по полной упакован / Застрахован на все 100 от происшествия любого / Помимо прочего, мы давно знакомы с Вовой».

В 2014 году на Кубани Noize собирался исполнить хит украинской группы «Вопли Видоплясова» «Танцы», но ему отключили микрофон. В знак протеста он разделся и спел собственную композицию с группой Anacondaz.

Читайте также:  Дно все ближе: победобесы уже шлют на войну дошкольников

14 ноября Noize будет выступать на разогреве группы Limp Bizkit, вокалист которой Фред Дерст (Fred Durst) заявил, что он готов получить российское гражданство, потому что его привлекает Россия, и он отлично себя там чувствует. В свою очередь Noiz’у нравится нео-метал и Limp Bizkit, на концертах он исполняет их хит Take a look around. Такие вот мини-зачатки российско-американского диалога…

Осипом Мандельштамом особенно был увлечен Чеслав Милош (Czesław Miłosz). Связь российских писателей с властью интересовала польского нобелевского лауреата всегда. Он писал о Достоевском — авторе слабых стихов в честь Николая I, написанных в ссылке, о Пушкине, которому тот же самый царь любезно предложил «Я буду вашим цензором, присылайте мне все ваши произведения». И они, действительно, встречались на читках, иногда вместе с Гоголем.

Милош, который был большим поклонником Мандельштама, не мог относиться равнодушно к «Оде Сталину», которая вызывала у него отвращение. Но вслед за Бродским он повторял, что с языковой точки зрения «Ода» — выдающееся произведение, равное великим строфам пера поэтов Древнего Рима, писавшихся в честь властителей того времени. Соцреалистические панегирики Виславы Шимборской (Wisława Szymborska) или Владислава Броневского (Władysław Broniewski) выглядят на этом фоне жалко. «Ода» — это поэтическое произведение, и поэтому оно вызывает такую болезненную реакцию. Разумеется, речи о попытках «люстрации» или вынесении вердикта «должен он был или не должен», в которых грязно обвиняла Милоша в 1996 году Gazeta Wyborcza, не шло.

«Если я был против сведения счетов с писателями в Польше (…), я тем более не мог бы делать этого в отношении писателей из России. Я говорил не о „слабости“ Мандельштама, а о том, чем было государство для российского поэта. Ведь ни один поэт не живет в безвоздушном пространстве: он дышит тем же воздухом, что и все общество. А Россия 30-х жила строительством социализма и безграничным оптимизмом, а заодно культом Сталина. (…) Говорить сейчас, что никакого культа не было, а поэты писали к нему оды исключительно из страха, это то же самое, что утверждать, будто в Германии не было поклонников Гитлера. (…) Мандельштама нельзя назвать противником коммунизма, потому что такое сознательное противостояние превосходило не только его силы, но и силы всего литературного сообщества, которое жило своей сопричастностью к общему коллективному делу».

* * *

В этом году многие концерты Noize MC были отменены или столкнулись с трудностями. В чем было дело? На выступлении в Львове поклонники вручили музыканту украинский флаг, с которым он исполнил вышеупомянутую песню «Танцы». На Кубани Noize сказал, что был в Львове и Киеве и не видел там никаких фашистов. В Москве он устроил акустический концерт, на котором высказался против войны и ура-патриотизма, вызванного захватом Крыма. Громы и молнии посыпались на артиста в интернете и некоторых СМИ, часть поклонников от него отвернулась, критика звучала также из уст представителей хип-хоп сцены так называемого патриотического направления (Миша Маваши, 25/17).

Проблема в том, что Noize высказался только против войны, заявляя одновременно, что ему «ни холодно, ни жарко» от российской или украинской принадлежности Крыма, и что он готов понять аргументы противников создания натовских баз, хотя эта темы вызывает у него двойственные чувства. Ему не нравится бешеная радость от присоединения Крыма, пропаганда Первого канала, бои на востоке Украины, а больше всего его ранит воспламенившаяся ненависть между народами России и Украины, потому что, следя за СМИ и разговаривая с людьми, он понял, что правда тут никому не нужна. Что тут еще добавишь?

Читайте также:  Союзмультфильм хочет официально продвигать национальные бренды

Гениальность анализа Милоша заключалась в том, что его интересовала личная связь российского писателя с властью. И, что самое важное, он не наделял эту связь исключительно негативным характером, поскольку «государственный инстинкт россиян может вызывать восхищение. Это полная противоположность польскому стремлению к анархии и практически инстинктивному противопоставлению любой власти». Милош отвергал империализм, шовинизм, агрессивный национализм, но не осуждал того, что россияне уважают свою власть, государство и его институты. Полякам этого свойства, без которого сложно создать сильное стабильное государство, как раз недостает.

Конечно, сталинизм довел отношения писателя с властью, как и все другие явления, до варварского максимума, но «всего лишь» используя то, что изначально было в человеке (художнике). Ведь люди пера, интеллектуалы испокон веков служили укреплению власти, писали истории победителей, выслуживались перед правителями. Это мнение разделял Осип Мандельштам. В 1930 году, будто предвидя собственное будущее, он писал: «Писательство — это раса с противным запахом кожи и самыми грязными способами приготовления пищи. Это раса, кочующая и ночующая на своей блевотине, изгнанная из городов, преследуемая в деревнях, но везде и всюду близкая к власти, которая ей отводит место в желтых кварталах, как проституткам. Ибо литература везде и всюду выполняет одно назначение: помогает начальникам держать в повиновении солдат и помогает судьям чинить расправу над обреченными. Писатель — это помесь попугая и попа».

Россия, как писал Чаадаев, существует для того, чтобы преподнести миру какой-то урок. Иногда стоит, прочитав слова Мандельштама, присмотреться к нашим журналистам, артистам, ученым, историкам и т. п. Зачастую в череде говорящих голов сложно отличить попугая от попа.

* * *

«Наша эпоха, конечно, мерзотная — произошла гуманитарная катастрофа (…) Но наш уникальный опыт заключается в том, что всего того, что мы видим вокруг, просто не должно было произойти. Какие санкции? Какая Сирия? Что вы делаете? Возьмите травлю Макаревича, замените имя на Пастернака — сходство поразительное! Как все это могло произойти?! Мы же только что все это прожили», — задается вопросом Роман Либеров.

Что же, в этом году в России отмечают 125 лет со дня рождения Осипа Эмильевича Мандельштама. На деньги Министерства связи и массовых коммуникаций, а также Первого канала. На те же самые деньги был преимущественно сделан фильм Либерова. Квадратура круга? Что думает об этом режиссер и его новый Высоцкий? Могли бы они во времена Мандельштама говорить то, что говорят, создавать то искусство, каким они занимаются, получая на него деньги от государства? Неужели между щекоткой и смертельным ударом штыка нет никакой разницы?

Путинизм — сложная и неоднородная магма, он способен поддержать то, с чем ему совсем не по пути, и благодаря этому россияне могут говорить о важных вещах. Либеров прав и не прав одновременно. Суть определенных явлений остается прежней, однако их концентрация сейчас — совершенно иная.

 

Куба Бенедычак

Поделись с друзьями, расскажи знакомым:


Оцените, пожалуйста, статью, я старался!
Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (Еще нет голосов, оставьте первым)
Загрузка...
КОММЕНТАРИИ

Комментариев пока нет.

  • Оставить комментарий
     
    Имя