< >Новости мира


Главная » Культура » Открыт памятный камень художнику Петру Оссовскому

Открыт памятный камень художнику Петру Оссовскому

Четверг, 15 Сентябрь, 2016 года
Просмотров: 203
Комментариев: 0

На днях в Изборске состоялось открытие памятного камня народному художнику СССР, действительному члену Российской академии художеств — Петру Оссовскому.

Вот уже несколько месяцев Третьяковская галерея обращает внимание зрителей к всемирно известному художнику-маринисту Ивану Константиновичу Айвазовскому. За свою долгую жизнь он совершил много путешествий – разные европейские страны, в том числе, конечно, Италия и Франция, Малая Азия, Америка, но своим истинным домом мастер считал Феодосию — город на юго-восточном побережье Крыма. В черноморском городе, с которым была связана его жизнь и творческое вдохновение, в родном городе и окончил творец свой жизненный путь. Там он и обрел свой вечный покой. Теперь, когда мы произносим — Айвазовский, перед нами возникают не только знаменитые морские пейзажи, но и черноморский город, художественная галерея, жизнь вокруг неё, порт, улицы, фонтан, то есть его Феодосия.

В эти же дни в другой части России, на порубежной земле, по дороге от Пскова к эстонской границе, в древнем Изборске, недалеко от поклонного креста князя Трувора, одного из трех легендарных братьев-варягов, призванных править на Русь, возникает памятный камень художнику, нашему современнику – Петру Оссовскому, год назад окончившему свой жизненный путь на этой земле и похороненному здесь.

Народный художник СССР, всю жизнь (кроме раннего детства) проживший в Москве, почему он похоронен здесь, а не на Ваганьковском кладбище, где упокоены его родители и близкие?

Творчество Петра Оссовского простиралось в большом временном пространстве. Признанный классик отечественного искусства двадцатого века, один из родоначальников «сурового стиля» ворвался в художественную жизнь в середине 50-х участием в молодежных выставках. Он стремился изображать жизнь без прикрас, слащавости и фальшивой сентиментальности. В работе над живописными циклами, а это было характерной особенностью творческого метода художника, проявилось его постоянное желание как можно глубже осмыслить собранный материал. Так было и с известными сериями, написанными после творческой поездки на революционную Кубу и в Мексику, куда он вместе со своим другом и соратником Виктором Ивановым отправился в 1961 году, а по прибытии отчитался выставкой в Государственном изобразительном музее имени Пушкина, которая в то время явилась значительным событием культурной жизни страны.

Читайте также:  Шатунов шокирован запретом петь "Белые розы" и "Седую ночь"

Творческие командировки по России, заграничные поездки – Италия, Болгария, Чехия, Словакия…Петр Оссовский сам о себе говорил: «Я художник не любопытный, а любознательный…». Да, любознательность как пытливость, увлечённость, искренность. История, культура, люди, судьбы, просторы, земля, небо — вот, что характеризует его творчество. Он искал свой путь, свою тему, язык, созвучный эпохе и нашёл их благодаря псковской земле. Его живопись заставляет думать, ей присуща идея и духовный смысл. И, когда мы произносим «Оссовский», в мыслях сразу возникает Псков. «Благодаря Пскову и его людям ко мне пришло особенное понимание русских традиций и культуры», — говорил он. Порубежная северная земля стала не только источником вдохновения, она стала его жизнью. И это не просто ещё одна творческая командировка.

Петр Оссовский попал на псковщину полвека назад — пятьдесят лет из прожитых девяноста, эта земля придавала мастеру силы, позволяла мыслить, жить и творить. Кажется, что псковская земля сама избрала его и позволила себя славить. И он был предан и благодарен ей до конца своих дней. Герои его картин — «это земля и люди на ней живущие», — так мастер сам определял одну из основных направляющих своего творческого поиска. Своей кистью он воспел и прославил их тяжелый труд и суровую жизнь, красоту и вечность.

Художнику удалось рассказать об этом всему миру – «Рыбаки псковского озера» экспонированы в залах Государственной Третьяковской галереи, картина «Псковские кузнецы» — в Государственном Русском музее, полиптих «Матери» является одной из жемчужин экспозиции Музея Русского искусства в Минниаполисе (США). А сколько псковских пейзажей и портретов в музеях, в частных коллекциях России и за рубежом, это произведения, ставшие уже историей и занявшие почетное место в истории мирового искусства.

Читайте также:  Умер актер Рутгер Хауэр

Чувство благодарности, любви и гордости к своей духовной родине (именно так определял художник эту землю) стало стимулом, чтобы быть у истоков создания Союза художников Пскова, по возможности активно поддерживать своих соратников и коллег- Всеволода Смирнова, Бориса Скобельцина , Михаила Семенова и многих других, дружить с художественной школой, где и по сей день существует премия его имени, ежегодно вручаемая лучшему ученику, а, главное – передать в дар Пскову целый цикл своих картин, которые занимают достойное место в экспозиции Псковского художественного музея-заповедника и открыть залы своей «пушкиниады» в Пушкинских горах. Псковичи откликнулись с добротой и уважением, присвоив мастеру в 2008 году звание «Почётный гражданин города Пскова».

«Я художник державный», — гордился он, — «да! И сейчас скажу: я человек державный! У меня державная любовь». Как тут не процитировать уникального русского философа Ивана Ильина, размышляя о том, что нет единого, для всех людей одинакового пути к родине, он писал: «Патриотизм может жить и будет жить лишь в той душе, для которой есть на земле нечто священное; которая живым опытом (может быть, вполне «иррациональным») испытала объективное и безусловное достоинство этого священного — и узнала его в святынях своего народа. Такой человек реально знает, что любимое им есть нечто прекрасное перед лицом Божиим, что оно живет в душе его народа и творится в ней; и огонь любви загорается в таком человеке от одного простого, но подлинного касания к этому прекрасному.

Найти родину — значит реально испытать это касание и унести в душе загоревшийся огонь этого чувства; это значит пережить своего рода духовное обращение, которое обязывает к открытому исповеданию; это значит открыть в предмете безусловное достоинство, действительно и объективно ему присущее, и прилепиться к нему волею и чувством, и в то же время открыть в самом себе беззаветную преданность этому предмету и способность — бескорыстно радоваться его совершенству, любить его и служить ему. Иными словами, это значит — соединить свою жизнь с его жизнью и свою судьбу с его судьбою, а для этого необходимо, чтобы инстинкт человека приобрел духовную глубину и дар духовной любви».

Читайте также:  Квентина Тарантино заинтересовало, как получить место для могилы в Кремле

Долгое время художника не оставляло чувство, что он в долгу перед своей родной и любимой землей, и, когда в связи с празднованием 1150-летия основания Изборска и зарождения Русской Государственности, возникла идея «Изборской палаты Русской словесности и Православной веры», — он пишет: «Моё горячее желание отдать псковичам то, что они дали мне — сбылось». Этот документ с автографом до сих пор хранится в архивах Изборского музея-заповедника.

Жизнь вдохновляет художника, но не каждый художник способен вернуться в неё и стать частью этой жизни. Псково-Изборская земля неотделима от творчества этого крупного мастера русской реалистической живописи, а его полотна – часть русской культуры и мирового изобразительного искусства.

Достойным завершением пути творца, посвятившего более половины своей долгой и интереснейшей жизни Псковщине, было предложение местных властей предать тело его земле именно здесь. Оставить художника навечно на этих просторах порубежной земли русской, на его духовной родине явилось мудрым решением, несмотря на то, что родственникам было непросто принять его.

И многочисленные поклонники творчества Петра Оссовского, юные художники, паломники, участники исторических реконструкций и просто туристы, посещающие древний Изборск, поклонившиеся каменной средневековой крепости, не минуют палату «Русской словесности и Православной Веры» и могилу мастера — камень на краю обрыва над живописной Мальской долиной с надписью: «Петр Оссовский. Русский художник. 18.05.1925 – 01.08.2015».

Поделись с друзьями, расскажи знакомым:


Оцените, пожалуйста, статью, я старался!
Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (Еще нет голосов, оставьте первым)
Загрузка...
КОММЕНТАРИИ

Комментариев пока нет.

  • Оставить комментарий
     
    Имя