< >Новости мира


Главная » Культура » Павел Лунгин экранизировал Пушкина и Чайковского — получилась «Дама пик» о деньгах и славе

Павел Лунгин экранизировал Пушкина и Чайковского — получилась «Дама пик» о деньгах и славе

Четверг, 17 Ноябрь, 2016 года
Просмотров: 237
Комментариев: 0

Психологический триллер «Дама пик» — три в одном. Режиссер Павел Лунгин вольно экранизировал повесть Пушкина «Пиковая дама», одноименную оперу Чайковского и создал совершенно самостоятельное и причудливое произведение, демонстративно объединив оперу, литературу и кино.

Кадр из фильма

На премьеру собрался весь бомонд: от Карена Шахназарова и Александра Роднянского до Ксении Собчак, Михаила Прохорова, Леонида Якубовича, Людмилы Нарусовой и Игоря Угольникова. Пришли Филипп Янковский и Оксана Фандера поддержать сына Ивана Янковского, сыгравшего в картине главную роль. Это тот редкий случай, когда известные люди появляются не ради того, чтобы себя показать, а посмотреть на результат. Не у всякого кинорежиссера есть музыкальный слух, масштаб, чтобы замахнуться на большой музыкальный стиль в кино. То, что Лунгин этим владеет, доказано еще его «Дирижером».

Европейская оперная дива Софья Майер, давно живущая на Западе, приезжает в город, где состоялся ее сценический дебют. Когда-то она пела Лизу в «Пиковой даме» Чайковского, а теперь сама поставит эту оперу и исполнит партию Графини. Молодой певец Андрей, жаждущий денег, славы, ролей, всего, что только можно получить от этой жизни, как и многие его коллеги, сдвинут на собственной невостребованности. На наших глазах он теряет чувство реальности, и уже не отличить, где он, а где его вожделенный герой Германн. Когда фильм снимался, Павел Лунгин рассказал «МК» о своих представлениях о Чайковском, Пушкине и их связи с нашим временем: «Современный мир абсолютно адекватен тем страстям, которые есть в «Пиковой даме». И теперь они такие же, та же мистическая составляющая. Это притча обо всех нас. Ты хочешь искусства, а потом оказывается, что ты любишь деньги. Такие Германны ходят по улицам, катаются на самокатах. Они готовы на все».

Читайте также:  В России могут отменить возрастную маркировку книг и мультфильмов

Поначалу Лунгин затевал международный проект, приглашал на роль Майер Николь Кидман, но она, почитав сценарий, отказалась. Потом велись длительные переговоры с Умой Турман. Лунгин побывал у нее в гостях, обговорили гонорар, подписали предконтрактное соглашение, а потом начались проволочки. На роль давнего поклонника Софьи, состоятельного человека и владельца казино, предполагался Рэйф Файс. Знаменитый британский актер посетил возглавляемый Лунгиным фестиваль «Зеркало» им. Андрея Тарковского в Иванове, но до съемок дело не дошло. Спрашиваю Павла Семеновича, зачем ему звезды. Он отвечает: «Они вызывают хоть какой-то интерес к фильму. Главное, заставить людей увидеть его».

В итоге главную роль сыграла российская актриса, она же — звезда итальянского кино (в Италии она много снималась, там ее носят на руках) Ксения Раппопорт. И сыграла очень точно, балансируя на грани реальной жизни и театра, прекрасно понимая, где тот, а где этот мир. В ней есть рациональное начало и творческое безумие, как у Вии Артмане в знаменитом латвийском фильме советской поры «Театр». Лунгин видел свою героиню то настоящим дьяволом, то несчастной бабой, жаждущей любви. Установки менялись, но одна истина оставалась: в таланте по определению заложены зло и безнравственность. Что-то близкое к этой роли Ксения играла в «Юрьевом дне» Кирилла Серебренникова. Там она там тоже была оперной певицей, пела чужим голосом, собиралась в эмиграцию, а ее сын — опять же Андрей — растворился на просторах необъятной России. Софья Майер в святой Руси не растворится. Для этого она слишком практична и живет не по наитию. В таком же ключе, на стыке двух миров, работает и Игорь Миркурбанов, сыгравший Олега — русского друга дивы, владельца подпольного казино, войти в которое можно чуть ли не через подвал супермаркета. Любопытно, что игорный дом оборудовали во Дворце культуры, где когда-то снимали эпизод с участием народного театра в картине «Берегись автомобиля».

Читайте также:  Песни Queen, ABBA и Nirvana вошли в "Культурный норматив школьника"

На роль Андрея, мечтающего о партии Германна, Иван Янковский напросился сам. Он поступил как и его герой. Тот выгрыз роль у Софьи Майер, а Янковский, узнав, что его коллега по «Студии театрального искусства» Мария Курденевич приглашена Лунгиным на роль Лизы, предложил свою кандидатуру на Германна. И понравился. Лунгин к тому моменту перебрал с десяток Германнов и не находил того, чего хотел. Удивительно, но и сам Иван ощущает себя Германном. Он сыграл нервного, с подергивающимся ртом парня из подворотни, каким-то чудом оказавшегося в театре.

«Дама пик» — царство манекенов. Софья Майер возит за собой по миру целую коллекцию собственных копий, надев на них костюмы героинь, партии которых пела. Так делала Галина Вишневская — пела только в своих костюмах, которые хранила в особом зале на манекенах. Правда, Лунгин ничего этого не знал, идея родилась самостоятельно. Одно из платьев Софьи достанется ее племяннице Лизе. Мария Курденевич — отдельная глава в этой истории. Ее героиня — единственная, кто не балансирует на грани реального мира и театра, она сама жизнь. Поют актеры голосами ведущих солистов Большого театра, куда ходили на выучку, чтобы напитаться запахом оперных кулис. Вокалом с ними занимался худрук Молодежной оперной программы Большого театра Дмитрий Вдовин. Их голосов мы не услышим, но подлинности на экране такая практика добавила. Иван Янковский скупил на Горбушке диски с записями Пласидо Доминго и Владимира Атлантова. Ксения Раппопорт смотрела видеоверсии оперы Чайковского. Ее героиня поет голосом Агунды Кулаевой.

Читайте также:  Повысить узнаваемость корейского контента призвана K-Content EXPO 2019 в РФ

Снимал картину один из лучших операторов Леван Капанадзе. Художник-постановщик Павел Пархоменко, работавший с Алексеем Балабановым на «Морфии», «Жмурках», «Грузе 200», «Мне не больно», создал неправдоподобный мир на экране. Театральные декорации революционной «Пиковой дамы» в постановке Софьи Майер придумала дочь театрального режиссера Иосифа Райхельгауза — художник Мария Трегубова. Визуальный мир необычен и причудлив, но в нем нет тошнотворной театральности. Хотя многие считают фильм Лунгина вампукой, а ведь Лунгин отчасти и сознательно к ней шел, главное было — удержаться на проволоке, не переступить допустимую грань. В отечественном кино, все больше заточенном на бокс-офисы, мало кто работает на территории чистого искусства. Уже радость, что такой фильм появился. Павел Лунгин намерен поставить «Пиковую даму» на театральной сцене. Не все сказал.

Поделись с друзьями, расскажи знакомым:


Оцените, пожалуйста, статью, я старался!
Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (Еще нет голосов, оставьте первым)
Загрузка...
КОММЕНТАРИИ

Комментариев пока нет.

  • Оставить комментарий
     
    Имя