< >Новости мира
Главная » Общество » Победоносная дуэль Дантеса продолжается

Победоносная дуэль Дантеса продолжается

Воскресенье, 5 Февраль, 2017 года
Просмотров: 104
Комментариев: 0

В день рождения Осипа Мандельштама петербургские школьники устроили в метро нон-стоп-чтения его стихов. Инициатива поворачивает мозги набекрень: неужто в нашей выбрасывающей книги на свалку стране еще не все потеряно? Неужто есть шанс возродить трепетное и не расстрельное отношение к литературе и поэтам?


фото: Алексей Меринов

А что в Москве? В Москве картина иная. Почти 20 лет в музее Пушкина на Пречистенке существовал удивительный, казавшийся естественным и вечным оазис: выдающийся Рафаэль Клейнер собирал детей и учил их правильно понимать и читать стихи. Звучали в стенах Пушкинского дома и упомянутый Мандельштам, и сам Александр Сергеевич, и Лермонтов, и Цветаева, и Маяковский… И вот мэтра внезапно попросили написать заявление об уходе. Что народный артист беспрекословно исполнил. О причинах произошедшего можно только гадать. Экономические? Эстетические? Пространственные? Кому мешал этот тихий камерный кружок разновозрастных единомышленников? Пушкину? Вряд ли… Неужели в огромном помещении сложно стало найти комнатку для подобных занятий? То, что дети приходили прежде всего к Поэту, под «сень дружных муз», погружались в атмосферу благоговения перед гениальностью своего соотечественника, следовало всемерно поддерживать, а не выкорчевывать. Теперь человек, чьи театральные заслуги неоспоримы, а голосовые и интонационные данные сравнимы разве что со звучанием скрипки Гварнери, оказался не у дел (речь, конечно, не о его замечательных чтецких программах, посвященных творчеству А.К.Толстого, Чаадаева, Мамардашвили, с ними Рафаэль Клейнер продолжает выступать в театрах и зале Чайковского), а дети остались отлучены от общения с замечательным современником.

Поступок музейного начальства, на мой взгляд, сопоставим с деянием Дантеса, годовщину победоносной дуэли которого мы в нынешние дни с прискорбием отмечаем. Но, выходит, продолжатели его дела не дремлют.

Обращаюсь через газету к уполномоченному по правам ребенка в столице поэту Е.А.Бунимовичу. Уважаемый Евгений Абрамович! Давайте в день рождения Пушкина или в День славянской письменности (поскольку многие детишки могут разъехаться на каникулы) проведем большую, схожую с петербургской акцию и устроим повсеместное детское чтение стихов Александра Сергеевича. Подыщем помещение, где Рафаэль Александрович Клейнер сможет работать с теми, кто захочет принять участие в этом празднике. И продемонстрируем, что наша столица не менее культурна и памятлива, чем великий Петербург.

Стигматы

Стихи Пушкина о поэтах, поэзии, вдохновении, его выстраданные советы служителям муз — бальзам для графоманов всех мастей и подлинное утешение неудачникам, коих всегда в избытке на творческой ниве. «Поэт! Не дорожи любовию народной… Услышишь суд глупца и смех толпы холодной, останься тверд, спокоен и угрюм…», «Ты царь: живи один. Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум…», «Хвалу и клевету приемли равнодушно и не оспаривай глупца…», «Зависеть от царя, зависеть от народа — не всё ли нам равно…», «Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе Грядущего волнуемое море…»

Читайте также:  «Черти захватили Украину»: в Киеве нацисты устроили шабаш в честь Бандеры

Почему такое обилие горьких размышлений на эту тему? Казалось, подобные терзания не должны донимать гения… Да потому, что он не был признан, потому что страдал от непризнания и успокаивал себя своими наблюдениями и самовнушениями.

Гений хоть и знает, что он гений, но не уверен в этом. Его сомнениями пользуется злокозненная бездарность, расковыривая стигматы — раны распятого страдальца.

Маяковский был такой же: «Я хочу быть понят родной страной…»

Первого застрелили, второй застрелился.

Жены и друзья

При чтении стихов в студии Клейнера, куда многие взрослые приходили послушать юных питомцев и зрелого мастера, рождалось множество открытий.

Например, поразительное однообразие мотивов в изображении женского коварства и мужского благородства в романтической поэзии Лермонтова (а до того — Жуковского). «Незабудка» — о том, как недостойная дама велела своему поклоннику лезть в болото за поразившим ее красотой цветком. Бедняга сгинул в топи. «Перчатка» — о том, как холодная прелестница велела рыцарю выйти на арену, где бушевали лев и тигр. Рыцарь исполнил ее каприз, остался жив, но после этого испытания наградил жестокую возлюбленную презрением. Жаль, этикет не позволил ему швырнуть перчатку ей в лицо. Третий случай: дамочка уронила ожерелье в море. Снарядила за ним кавалера. Тот нырнул и достал. И сообщил, что оно лежало в жемчужном гроте. И был послан в пучину вторично — уже за жемчугом. И сгинул.

Навязчивая мания обличения негодяек женщин! Откуда она, эта боязнь женских чар, чем продиктована? Почему не горел желанием жениться Лермонтов?

Художнику, творцу нужна жена-переводчик. Нужен друг-истолкователь. Толмач. Чтоб пересказывали с языка образов, которыми поэт мыслит, на язык сермяги, царящей вокруг. Чтоб — в обратную сторону — преобразовывали бытовую рутину, переплавляя ее в возвышенную метафору.

Читайте также:  Кэти Топурия и ее Деньгов

Была ли такой женой Наталья Николаевна? Если после гибели мужа не наведывалась в его библиотеку? (Да и была ли она книгочейкой?) Если не сохранила его рукопись о Петре Великом (бессмертными листами устилали пол клеток для канареек)? Мог ли Лермонтов вдохновиться идеей брака, глядя на семейную жизнь Пушкина? Ну, а что касается заботы ближайших друзей… «Друзья» того и другого предпочли сжить гениев со света.

Кого привечают?

Парадоксально: те, кто едва владеет русским языком (и нанимает «негров», исполняющих за псевдоавторов черновой литературный труд) или беззастенчиво ворует чужие творения, печатаются огромными тиражами, им дают премии (даже Нобелевскую) и превозносят. А тех, для кого литература — суть и дело жизни, их призвание, напротив, не печатают, мытарят, их цензурируют лично цари, их душат на государственном уровне, их расстреливают и вытаптывают память о них.

Речь не только о Пушкине, Гумилеве, Пильняке, но и о Зощенко, об Ахматовой. О Фазиле Искандере, которого после альманаха «Метрополь» не издавали десять лет…

Дешевизна

Бутылка водки стоит больше 200 рублей. А «Голубая книга» Зощенко — на простенькой бумаге, в простеньком переплете — 170. Книги даром? Но ведь они способны дать то, чего не обретешь за миллионы рублей и с чем совершенно иначе начнешь существовать в чужом холодном мире. Открываешь «Голубую книу» и не можешь оторваться, с какой бы строки ни начал чтение. Историческая ретроспектива ужасов и тупости человеческой и соседствующий с ней мудрый взгляд жалеющего людей, много пережившего отщепенца. Бесценно:

«…Надеждин писал об «Евгении Онегине» Пушкина в 1830 году: «Ветреная и легкомысленная пародия на жизнь. Мыльные пузырьки, пускаемые затейливым воображением. Талант его слабеет».

Булгарин о Пушкине: «Ни одной мысли, ни одного чувствования, ни одной картины, достойной воззрения. Совершилось падение».

«Северная пчела» о Гоголе: «От Гоголя много ждали. Но он разрешился ничтожными «Мертвыми душами».

Автор «Робинзона Крузо» Дефо за сатирическую статью был (1703 год) приговорен к тюремному заключению. Сутки он провел привязанный к позорному столбу на площади. Проходящие обязаны были в него плевать. Дефо было тогда сорок два года.

О смерти поэта Лермонтова, сосланного на Кавказ, Николай I сказал: «Собаке — собачья смерть».

Русский писатель Радищев был приговорен к смертной казни. Казнь была заменена вечной ссылкой.

Читайте также:  Отдать чужим: почему Газпрому выгоднее снабжать голубым топливом Европу, а не Россию

Л.Н.Толстой был предан анафеме. Раз в год во всех церквах торжественно провозглашалась анафема трем лицам — Мазепе, Гришке Отрепьеву и нашему великому писателю.

Бомарше после представления своей пьесы «Свадьба Фигаро» был арестован и посажен в тюрьму. Людовик XVI, играя в карты, написал приказ об аресте на семерке пик.

Книга Вольтера «Философские письма» была сожжена рукой палача. Сам Вольтер бежал за границу.

Итальянский философ Кампанелла пишет: «В последний раз моя пытка продолжалась сорок часов. Туго перевязанный веревками, разбившими мне кости, подвешенный над острым колом, я потерял двадцать фунтов крови и чудом остался жив».

Замечательный писатель протопоп Аввакум писал (в 1678 году): «Меня взяли со стрельцами и на чепь посадили ночью. И на чепи кинули в темную палатку, и сидел три дня, не ел, не пил… Никто ко мне не приходил, только мыши и тараканы, и сверчки кричат, и блох довольно».

Его как еретика сожгли вместе с его единомышленниками.

Николай I при посещении (в 1842 году) Первой гимназии грубо сказал директору, указывая на одного из учеников: «А это что там у вас за чухонская морда?» Директор что-то пробормотал, на что Николай I добавил: «Первая гимназия должна быть во всем первой. Чтоб таких физиономий у вас тут не было».

Читаешь, и становится ясно: пролетарские вожди, травившие Зощенко, недалеко ушли и плоть от плоти своих царственных предшественников. Природа власти — удушающа!

Магия воскрешения

Большинство авторов, чьи книги мы листаем, увлекаемся, читаем, — мертвы. (Пользуйтесь редким случаем общения с живыми писателями и истолкователями — спешите задать им вопросы вживую!) Но нам эти почившие литераторы более близки, чем иные родственники, с которыми так задушевно не пообщаешься, не услышишь столь неожиданных суждений, не постигнешь полноты человеческих отношений. Что за магия — воскрешения Словом и Текстом, что за связующая многие поколения Нить? Уж не прямой ли это голос Всевышнего, раздающийся посредством пера, чернил, бумаги, типографской краски и указующий путь к душевному спокойствию и душевному же беспокойству? Голос, спасающий от одиночества… Избавляющий от беспросветного отчаяния. Если столько воскресших мертвецов — совсем не страшных — вокруг меня, на книжных полках, то и моя душа не сгинет, не пропадет!

Поделись с друзьями, расскажи знакомым:


Оцените, пожалуйста, статью, я старался!
Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (Еще нет голосов, оставьте первым)
Загрузка...
КОММЕНТАРИИ

Комментариев пока нет.

  • Оставить комментарий
     
    Имя