< >Новости мира


Главная » Культура » В Авиньоне в главной роли выступает обшарпанная стена

В Авиньоне в главной роли выступает обшарпанная стена

Пятница, 29 Июль, 2016 года
Просмотров: 137
Комментариев: 0

Авиньонский фестиваль, которому в этом году стукнуло 70 лет, не снижает градус своего исследовательского потенциала. Поиск нового форм и языка здесь по-прежнему в приоритете. В этом я убедилась в театре, где на сцене — спектакль, опровергающий основной закон театра: на сцене главный — актёр, который любит (и не без оснований), чтобы его называли «его величеством актером». Новый спектакль Орельена Бори «Espa/ece» («Пространство») предлагает пересмотреть устоявшуюся точку зрения. И не только на актера. С подробностями из Авиньона — обозреватель «МК».

Фото: festival-avignon.com

В оперном театре за старинную сцену, смотрящую в богато оформленный зал, мне как-то даже неудобно. Как за замарашку, случайно попавшую в высшее общество — даже фартук не сняла, руки не помыла, а туда же. А на сцене стоит огромная стена темно-коричневого цвета. Местами потертая, местами покоцанная. Её гладкая, без фактурной проработки поверхность, не обещает ничего кроме скуки — ну что с такой бедненькой возьмёшь? Вдоль неё — шесть человек, тоже, надо сказать, не фактурные, невзрачный вид которых тоже особых эмоций не вызывает.

В руках у них по книжечке в мягкой обложке, и сгибая их определённым способом, люди получают буквы, которые они тут же выкладывают на стене в слова. Просто поднимают их над головой и прикладывают к стене — lire (читать) — lire tout (читать все). У людей — паника: как все читать? Зачем это? Потом появляется слово espace (пространство), потом — espece (вид) и играют этими словами, меняя буквы. Обладатели книжечек все какие-то пугливые, суетливые. И что?

Однако через несколько минут картина меняется, как и само пространство с обшарпанной стеной — до неузнаваемости. Стена эта — огромная махина, по размеру зеркала сцены начинает жить своей жизнью. Обшарпанная «дура» весом в 2,5 тонны и с двумя закрытыми дверьми ездит в разных направлениях, недовольно ворочается, угрожающе надвигается и свои четыре створки складывает в самых разных комбинациях. Лёгкость бесшумных движений этой конструкции поражает — как по льду. Думаешь: вот ведь чудеса дистанционного управления.

Однако «Пространство» Орельена Бори — не выставка достижений сценического оборудования, как может показаться на первый взгляд. Это глубочайшее заблуждение, потому что зрелищное действие изготовлено на основе серьезнейшего литературного материала — произведений французского писателя Жоржа Перека, известного своими романами, пьесами, очерками, а также играми. Но чем бы он не занимался, он в той или иной форме всегда размышлял о пространстве, отталкиваясь от его архитектуры, живописи и геополитики. А главное — собственной биографии, которой не позавидуешь: мать его погибла в Аушвице в 1943 году, успев спаси своего сына, и это обстоятельство наложило отпечаток на всю его жизнь.


Сцена из спектакля «Espaece». Фото: festival-avignon.com

С помощью текстов Жоржа Перека режиссер Орельен Бори с любопытством исследует пространство — как место спасения, выживания, развития. Где точкой отсчета служит пустота. А инструментом исследования стала самая банальная стена и люди возле и вокруг неё.

Как это выглядит? Как триллер, местами жуткий и местами веселый, как забавная головоломка, оторваться от которых невозможно ни на минуту. Стена кажется живой, но с опасными намерениями. Кстати, с обратной стороны она напоминает бельгийскую вафлю. Хороша «вафелька»: она будто убийца преследует артистов, которые благодаря своей отличной цирковой выучке, пытаются приспособиться к апокалиптические надвигающейся угрозе.

При этом время от времени стенные варианты имеют ассоциации с книгой: ещё минута и обе части такой «книжечки» захлопнутся, зажав меж «страницами» женщину в длинном платье, которая поёт что-то по-немецки. Но как только съезжаются створки, вдруг спасительно распахиваются двери. А стена уже двинулась на разворот, кокетливо махнув створкой. Она здесь главная, и роль её принципиальная, а артисты — обслуживающий персонал, своими суетливыми действиями только подчеркивающие её величие и превосходства над всем сущностным.

Одна скупая декорация, минимальные движения артистов и их передвижение по сцене выстраивают свою философию пространства, как образа мира. Такую идею предлагает человек, не имеющий театрального образования. Бори по профессии — физик, и это многое объясняет. Название одной из его предыдущих работ без лирики и многозначительности звучит как название научной работы — «Геометрия каучука».

— Мой спектакль — это не адаптация книги, но вдохновение от неё. — рассказывает режиссёр. — Человек, как вид, живёт в нынешнем пространстве, и мне интересно как они влияют друг на друга. Соединение в одно двух слов — еspace (пространство) и espece (вид) — позволяет мне нырнуть в глубины этих отношений. Что такое внутренняя пустота и что такое игра в прятки со страхом? Как из мира, что нас окружает, перейти в другое пространство? Ведь жить — это значит постоянно переходить из одного пространство в другое.

https://novostimira24.ru/

Поделись с друзьями, расскажи знакомым:


Оцените, пожалуйста, статью, я старался!
Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (Еще нет голосов, оставьте первым)
Загрузка...
КОММЕНТАРИИ

Комментариев пока нет.

  • Оставить комментарий
     
    Имя