Следите за нами в
< >Новости мира


Главная » Культура » В «Ночь кино» москвичи услышат лучшее из музыкальной отечественной киноклассики

В «Ночь кино» москвичи услышат лучшее из музыкальной отечественной киноклассики

Понедельник, 29 Август, 2016 года
Просмотров: 179
Комментариев: 0

27 августа в семь вечера на площадке перед колоннадой Большого театра Денис Мацуев своим часовым концертом (совместно с Российским национальным оркестром) откроет московскую «Ночь кино». Всё будет лихо и изящно — на экране пойдут нон-стопом в хронологическом порядке русские, советские, российские фильмы, начиная с черно-белых немых и кончая лентами из новейшей истории. А Денис, отталкиваясь от картинки, музыкально проиллюстрирует яркий путь отечественного синема: где-то строго по-написанному, где-то посредством импровизации. О подробностях акции он сообщил «МК».


фото: Наталья Мущинкина

— Неплохая мысль — подарить городу подобный опен-эйр.

— Это моя идея в ответ на предложение поучаствовать в каком-либо качестве в «Ночи кино». Скажу сразу: я — большой поклонник нашего кинематографа, как хотите его называйте — русского, советского… Причем, еще с немого периода и дальше, через Кторова, Ильинского и других великолепных артистов. Эту любовь мне привили родители, бабушки-дедушки, и теперь я знаю досконально нашу антологию вплоть до автора сценария, оператора, года создания. Так же, как и с футболом — кто на какой минуте забил…

— Неужели хватает времени пересматривать?

— На любимые фильмы хватает. Киношедевры — это как классическая музыка: их будут смотреть и через сто, и через двести лет. Проект зрел у меня давно. Нелегкая задача — озвучить всю ретроспективу, стать этаким тапером, чем, в свое время «грешил», будучи студентом, даже Дмитрий Дмитриевич Шостакович — озвучивал в кинотеатре немое кино. Причем, эти приемы таперства ДДШ впоследствии виртуозно переносил в свою гениальную музыку — как, скажем, в Первый фортепианный концерт, который также прозвучит в концерте.

Читайте также:  Радоваться успехам российского кино пока слишком рано

— То есть за час перед нами оживут Шостакович, Прокофьев, Шнитке, Петров, Таривердиев?…

— Совершенно верно, сначала немое, «Броненосец «Потёмкин»», военные годы, «Летят журавли», далее — Михалков, Тарковский, Гайдай, Данелия, Рязанов, 80-90-е годы… Антология в контексте музыки. Музыка — один из главных героев в кино. Неизвестно еще, что было бы с Феллини без Нино Рота, с Рязановым без Петрова, с Михалковым без Артемьева, с Данелией без Гии Канчели. Все эти прекрасные дуэты стали залогом невероятного мирового успеха. И моя задача — передать это настроение, ну и момент импровизации очень влияет, потому что какие-то вещи мы будем делать с Российским национальным оркестром, какие-то фрагменты будут озвучены непосредственно из фильмов, а какие-то — моя импровизация, причем, это абсолютно не заготовленная история.

— Опять же — вариант таперства?

— Конечно. И я жду концерт с большим предвкушением: экран, сцена, рояль, и Евгений Миронов читает текст, вводя зрителей в курс дела…

— Но вот Тарковский говорил как-то, если не ошибаюсь, как раз Артемьеву, что, мол, к музыке я прибегаю тогда, когда как режиссер оказываюсь бессилен. Как пример, есть же относительно недавний американский фильм «Старикам тут не место», — там музыка только на титрах…

— Я считаю, что это все-таки исключение из правил. Без музыки не было бы ни одного великого фильма. Скажем, у Тарковского в «Солярисе» есть знаменитая сцена при звучании баховских тем… это же уникальный язык мастера! Очень не люблю слово «саундтрек», — оно немного оскорбительно по отношению к композитору. Напоминает обычный трек на диске, а киномузыка — это отдельное искусство.

Читайте также:  Театр "Современник" перенес спектакль с участием Валентина Гафта из-за болезни артиста

— И все-таки — когда же, когда же, когда же наступит возрождение российского кино? Вот вы — как бы человек со стороны: что нужно-то?

— Конечно, когда мы выбирали фильмы (и музыкальные темы из них) за последние 20-25 лет, столкнулись с тем, что выбор, в сущности, не был большим. Да, был серьезный кризис в 90-е годы, на мой взгляд, кризис до сих пор остается. Именно кризис талантов. Потому что какие бы времена ни были, всё равно всё строится на таланте. У нас есть замечательные молодые режиссеры (знаю их по «Кинотавру»), но жду от нашего кино универсальных талантов, способных ставить в любых жанрах — и народное кино, и артхаусное, и комедии…

— Комедии — больная тема.

— Почему мы смотрим Гайдая до сих пор? По сотому, по двухсотому разу? Да потому что ничего подобного до сих пор невозможно снять, комедия вообще один из самых сложнейших жанров. Тем более, сегодня кино воспринимается чисто как развлечение: приходит человек, покупает ведро с попкорном, смотрит блокбастер, потом выкидывает в урну пустую пачку, и заодно с этой выкинутой пачкой забывает о содержании фильма, на котором только что был. Это отупление никак не идет на пользу молодому поколению.

— Это камень в огород коммерческого кино?

— Неважно, в каком жанре кино сделано: оно должно быть талантливым. И молодые композиторы должны в нем появляться на равных правах с режиссером. Какое потрясение из плеяды новых творцов у меня вызывает Илья Демуцкий, который написал музыку к балету «Герой нашего времени» (идет в Большом театре). Потрясающая вещь! Хотя, если вспомнить, далеко не у каждого гения получалось писать киномузыку, кино — это всегда отдельная история. Конечно, Шостакович, Прокофьев, Шнитке, Щедрин — писали на одном высоком уровне. А вот если просто взять и поставить отрывки из Чайковского, Рахманинова и Малера, — тут уже начнутся проблемы в соответствии. Музыка должна рождаться вместе с фильмом, а не путем простого «подставления» уже имеющегося… Увы, за последнее время я не припомню в киномузыке чего-то такого, что бы меня потрясло (имею в виду поколение после мэтров — Дашкевича, Крылатова, Рыбникова).

Читайте также:  Как жил и умер Дмитрий Хворостовский

— По счастью, мэтры все живы…

— И о них не надо забывать, надо учиться, проводить встречи и мастер-классы. Этим надо заниматься. И я уверен, что у российского кино есть будущее, если оно не будет поставлено на коммерциализацию и на потребу. Да и публика должна приходить подготовленная (как и на классические концерты), это же не развлечение. Это большое заблуждение, что кино — развлекаловка. Мозг должен работать в момент, когда ты смотришь глубокое кино — пусть даже это кино народное и доступное. Главное, чтобы оно не было ширпотребным. А музыка, повторяю — и с этого пути никогда не сойду — это один из самых главных, полноценных героев любого фильма. И этот мессидж в субботу я донесу до людей.

Поделись с друзьями, расскажи знакомым:


Оцените, пожалуйста, статью, я старался!
Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (Еще нет голосов, оставьте первым)
Загрузка...
КОММЕНТАРИИ

Комментариев пока нет.

  • Оставить комментарий
     
    Имя