< >Новости мира


Главная » Культура » Вахтанговский театр переехал в Уфу

Вахтанговский театр переехал в Уфу

Понедельник, 5 Сентябрь, 2016 года
Просмотров: 269
Комментариев: 0

В эти дни в столице Башкортостана самый успешный на сегодняшний день российский театр показывает лучшие свои спектакли (восемь названий), для чего в Уфу прибыли пять фур с костюмами, декорациями и около 140 человек. Большие гастроли открыл «Евгениий Онегин». Играют на двух площадках — в Русской драме и национальном татарском театре «Нур».

фото: Антон Прохоров

Уфа — город-миллионик, где работают 7 театров и который может похвастаться несколькими громкими именами. Здесь родился великий художники Нестеров и в музее, который, естественно, носит его имя, самая большая коллекция произведений художника (завещал как свои работы, так и личную   коллекцию). Отсюда родом Рудольф Нуреев, который в 1961-м году стал первым в СССР артистом-невозвращенцем, за что на много лет стал персоной нон-грата. Он получил разрешение въехать в страну лишь на 72 часа, чтобы проститься с умирающей матерью. Наконец здесь  родился Сергей Довлатов и на фасаде дома 56 по улице Гоголя установлена памятная доска. Правда его  75-летие 3 сентября,  прошло в городе  как-то тихо. Очевидно, все внимание публики забрал московский театр. Билеты, несмотря на то,  что цены на «Онегина» на лучшие места доходили до 4 тысяч (в Москве они же —  по 8 тысяч) раскупили мгновенно, интерес  местной прессы и первых лиц региона. 

«Евгения Онегина» посетили глава Рустам Хамитов, министр культуры Амина Шафикова.  И вместе с публикой они  в едином порыве встали в финале на поклонах и долго бисировали, очевидно,  чувствуя свою причастность к успеху: местный Минкульт выложил более полутора миллионов на дополнительное оборудование для московских спектаклей, которого нет даже в таком  театре как Русская драма — большом, с мраморно-гранитным фойе и очень чистом. Глава государства воодушевлен и обещает придти на «Анну Каренину» — танцевальную драму в постановке Анжелики Холиной, в которой занят Евгений Князев и молодежный состав труппы. 

Однако гастроли Вахтанговского — повод поговорить не только о работе первоклассной труппы, не только о новой сильной  генерации вахтанговцев (Артур Иванов, Евгения Крегжде, Василий Симонов, Ольга Лерман),  но и вообще о   системе государственных гастролей, которая рухнула после перестройки и  теперь возрождается. Пока идёт спектакль мы за кулисами под пушкинский стих,  говорим с Антоном  Прохоровым, генеральным директором    федерального  Центра Министерства культуры по поддержке гастрольной деятельности.  Центр создан в 2014-м году. 

Читайте также:  Скрытое изображение на картине Мадонна на скалах отличается от оригинальной версии

— Антон, в СССР была отлично  отлажена   система  гастролей — театры колесили по стране с культурной миссией, публика была в курсе культурных событий страны. Но «машину»  зачем-то сломали, а теперь реанимируют. На каких принципах она работает? 

— Это не реконструкция хотя бы потому, что никто из наших сотрудников   в силу своей молодости ту систему уже не застал. Что-то мы берём из прежнего опыта в том виде в каком он до нас дошёл  от старших коллег., но идея остаётся той же. Понятно, что не хватает ресурсов  финансовых и человеческих, чтобы сделать  все как  в советское время. Но это и невозможно, хотя бы потому, что в советское время были почти бесплатные гостиницы, не было проблем с билетами. А сейчас все  на коммерческих условиях: авиабилеты  для театров по той же стоимости, по какой они есть в продаже, гостиницы хотя и дают  скидки, но все равно не дёшевы. 

— Но разве нельзя взять из прошлого лучшее? Например,  у Минкульта в Аэрофлоте всегда были скидки. Министерство разве  не может  заключить взаимовыгодный договор с авиакомпанией? Всем же только будет польза.

— Тут есть проблемы: с одной стороны, Аэрофлот не может давать нужное количество билетов на рейсы (а мы отправляем по 40, 50 и больше человек), а с другой , мы все ограничены 44-м Федеральным законом, который  обязует нас расходовать  бюджетные деньги  только на основе конкурса, поэтому напрямую с Аэрофлотом заключить договор мы не можем.  

— Как технически  оснащены площадки, куда приезжают столичные театры? Готовы ли  они принимать спектакли, которые в  театрах идут при новейшем световом и звуковом оборудовании? Или все надо тащить с собой?

Читайте также:  Члены Rammstein поцеловались во время концерта в Москве назло гомофобам

— Площадок, оборудованных под приём спектаклей практически нет. Такие как ТЮЗ в Екатеринбурге, оснащённые по последнему слову,  скорее, исключение,  чем правило, поэтому приходится везти с собой очень много. Так для обеспечения гастролей  Вахтанговского  в Уфе расходы на аренду оборудования составили  более полутора миллионов рублей. И чем дальше населенный пункт от Москвы, тем дороже обходится аренда. Но проблема ещё и  в том, что в ином регионе не найти нужного оборудования. Тем не менее все равно мы настаиваем на том, чтобы спектакли шли в том виде в каком их придумал режиссёр, какими их видят в  Москве и Санкт-Петербурге. 

— Культуртрегерская миссия  агенства понятна — в крупные и,  что особенно ценно, в небольшие  города едут лучшие театры со своими лучшими работами, тем не менее экономические условия российской столицы и регионов — даже не ловко сравнивать: возможности явно не равны.  Сами то регионы заинтересованы в больших гастролях? Насколько театрам, которым самим не просто жить, экономически выгодно принимать большие гастроли?

— В подавляющей  своей части  регионы заинтересованы: с теми, с кем мы работаем не в первый раз, уже  проще найти общий язык. А вот те, кто принимает большие театры в первый раз не всегда понимают зачем это, не видят конечного результата. Более того, внутри самих провинциальных театров я порой  сталкивался с таким мнением: «:Зачем нам это? Приедут гастролеры, уведут нашего зрителя и к нам ходить не будут». Но так говорят те, кто не уверен в своих силах. В случае с Уфой Министерство культуры Башкортостана взяло на себя оплату аренды  дорогостоящего технического райдера — на сумму более полутора миллиона. Но  гастроли  все-таки меняют  ситуацию и отношение властей к местному театру. После спектаклей директора театров мне говорят, что до нашего приезда их губернатор или зам его и не заглядывали  в  театре, а вот на московский спектакль пришли и теперь  заинтересовался : «А как вы  живете? Что происходит». 

Читайте также:  Жена Нетаньяху швырнула на землю, преподнесенный украинцами хлеб

— Однако по мнению  профессионалов  в гастрольной системе есть серьёзные проблемы. Так, по мнению директора Вахтанговского театра Кирилла  Крока главная из них — это перекладывание финансовой ответственности с федерального бюджета на плечи местных театров. 

— Проект «Большие гастроли» задумывался  для 20 крупнейших российских театров и список их  не планировалось расширять, — говорит Крок. — Все сметы  были подсчитаны таким образом, что  расходы по поездкам  покрывались за счёт федерального бюджета. А все денежные средства, которые зарабатывал принимающий театр, в нем же и оставались. И при таком условии мы могли бы говорить, что это не только культурная экспансия, обмен  опытом, не только подъем культурного уровня региона, но и прямая финансовая инвестиция в конкретный театр, который на месте проводит  гастроли. Сейчас же  часть расходов возложили на принимающую стороны, поэтому фактически у театров после приездов столичных гастролеров  остаётся мизер. 

— Но разве это плохо, когда в регионы едет больше театров.  И регионы узнают не только раскрученные бренды, но и открывают для себя новые театры.

— Кто же против? Пусть театров будет больше, как и регионов, куда они едут, но тогда нужно из бюджета добавлять денег. Иначе, если бюджет, рассчитанный на двадцать театров, в действительности тратится на тридцать,  благородная идея — успешные театры помогают своим братьям меньшим  в провинции — не работает. Мы же не только сыграли, а нам похлопали, но у людей ещё остались деньги, на которые они смогут выпустить новый спектакль или закупить себе технику. 

Параллельно с Вахтанговцами, работающими в Уфе, лучшие спектакли  РАМТа поехали  в Хабаровск, Бирабиджан и в Комсомольск на Амуре. В путь готовятся  отправиться Сатирикон,  Пушкинский и Малый. По словам Антона Прохорова, несмотря на проблемы география гастролей постоянно расширяется и к концу года Центр гастрольной деятельности  охватит  театральным процессом 45-48 регионов, где планирует показать  240 спектаклей, но по факту их будет 280.

Уфа.

Поделись с друзьями, расскажи знакомым:


Оцените, пожалуйста, статью, я старался!
Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (Еще нет голосов, оставьте первым)
Загрузка...
КОММЕНТАРИИ

Комментариев пока нет.

  • Оставить комментарий
     
    Имя