«У Маска экономия во всем» Российскую ракету «Ангара-А5» нельзя даже сравнивать с американской SpaceX Starship SN8, утверждает эксперт Вадим Лукашевич. Запуск 14 декабря тяжелой российской ракеты «Ангара-А5» с космодрома Плесецк в Архангельской области стал символическим ответом на состоявшийся несколькими днями ранее пуск американской тяжелой ракеты SpaceX Starship SN8 Илона Маска. О том, в чем заключаются различия российской и американской ракет и отстает ли РФ в строительстве этих аппаратов от Америки, обозревателю «Росбалта» рассказал эксперт по космосу и авиации инженер Вадим Лукашевич. — По поводу пуска российской ракеты «Ангара-А5». По своим характеристикам она отличается от SpaceX Starship SN8 Илона Маска? Отстает «Ангара» от SN8 или нет? — Я скажу так: SN8 Маска это завтрашний день космонавтики, а «Ангара» — позавчерашний. — Почему? — Потому что проект «Ангара» начинался в 1993 году, но и тогда по своему технологическому уровню он был шагом назад по сравнению с нашей ракетой «Энергия», которая летала в 1987 и 1988 годах. С тех пор мы потеряли водородные технологии — те, что использовались в той же «Энергии». Фактически целиком потеряли всю водородную промышленность. А, например, тот же китайский аппарат «Чанъэ-5», который сейчас везет на Землю лунный грунт, был запущен ракетой-носителем тяжелого класса «Чанчжэн-5» на водородных двигателях. У нас таких нет. Что касается аппарата Маска SpaceX Starship, то он работает на метановом двигателе. У нас таких тоже нет. Пока мы о таких двигателях только говорим. Маск создает многоразовую систему. «Ангара» пока что одноразовая ракета. Поэтому SpaceX Starship и «Ангару» даже сравнивать нельзя. — А вообще предполагается, что «Ангара» может стать многоразовым космическим кораблем? — Предполагается. Но это очень далекая перспектива и очень сложная задача. Дело в том, что мы говорим об авиационном способе спасения боковых блоков первой ступени с помощью крыла, авиационного двигателя, шасси, которое будет садиться на аэродром, а Маск, как мы видим, фактически возвращает аппарат в точку старта, то есть пытается посадить его туда, откуда он взлетел. Это легче, дешевле, более интересно и более перспективно. — Простите за непрофессиональный вопрос, но уточните, пожалуйста, это можно сравнить с истребителями вертикального взлета? — Ну, это, наверное, не очень точное сравнение. Просто есть два способа возврата аппарата. Ракета Falcon 9 той же SpaceX Илона Маска использует ракетные технологии. В частности, двигатели системы управления. А мы в «Ангаре» пытаемся спасать аппарат авиационным способом, то есть крылом, не нужным на этапе выведения на орбиту, авиационным двигателем с запасом авиационного керосина, запасом кислорода для запуска и так далее. То есть у нас получается блок — пока летит вверх — он ракета, вниз — самолет. А у Маска везде используются ракетные системы — экономия во всем. — Какие претензии у минобороны РФ были к ракете «Ангара-А5»? — После первого запуска «Ангары» в 2014 году ракета не подтвердила заявленные характеристики. — Какие, например? — Детализации не было. Но в любом случае потребовались большие деньги на доработку. Насколько я понимаю, в запущенном в понедельник аппарате эти изменения еще не внедрены. Приведение ракеты в нормальное состояние, которое будет устраивать заказчика, — долгая история. — У меня сложилось впечатление, что многие проблемы «Ангары», в том числе, и ее долгое (более 20 лет) проектирование и создание, во многом были результатом переноса космодрома из Казахстана в Россию. На ваш взгляд, имело ли смысл строить новый космодром, уж не говоря о том, сколько средств на него угрохано? И это при том, что результата все еще нет… — Если Россия ядерная держава, у нее должен быть доступ в космос на своей ракете со своего космодрома. И в этом плане казахстанский «Байконур» таким требованиям не отвечал. Поэтому сама по себе идея создания космодрома на своей территории — правильная. Можно спорить о том, насколько все это рационально сделано с точки зрения выбора местоположения и прочее. Но сам по себе российский космодром нам нужен. Что касается «Ангары», то вообще это проект замены тяжелой ракеты-носителя «Протон». Он начался в 1991 году, но денег тогда толком не было, средства появились только в начале нулевых годов. Серийно она должна начать летать в 2023–2024 годах. Серия это 4-5 запусков в год, как запускался в свое время «Протон». То есть мы хотим начать эксплуатировать ракету, разработка которой была начата 30 лет назад… Ни о какой конкуренции зарубежным образцам речи в таких условиях быть не может.
Поделись с друзьями, расскажи знакомым:
Оцените, пожалуйста, статью, я старался!
|
-
Оставить комментарий
Новости партнеров
Наш опрос

Свежие комментарии
- В Кабардино-Балкарии идет суд над приставом- новым «Голуновым» к записи
- Родители под Волгоградом чесноком и святой водой изгоняли беса из сына к записи
- В Барнауле перед визитом губернатора спрятали очереди в поликлиниках к записи
- Минэкономразвития назвало самые востребованные профессии к записи
- Эксперты прогнозируют рост цен на б/у машины к записи
- Качественная лабораторная посуда от ведущих производителей России и Европы к записи
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
Как стать ревизором?
Какое обучение проводит «Фридом Финанс»?
Интервью с Еленой Мейсак
Похоже Светиков еще тот бессовестный фальсификатор дел.
Какой ужас
Как это в поликлинике нет запасного выхода? А пожарная безопасность? На од …
список востребованных профессий можно на городработ посмотреть. там еще прог …
В итоге скоро перейдём полностью на наших производителей. Друг вон Патриот в …
Комментариев пока нет.