Экономика

Власти отложили повышение утильсбора на автомобили. Его критиковали Матвиенко, таможня, бизнес и тысячи простых россиян

Мантуров заявил о переносе повышения утильсбора на 1 декабря 2025 годаМаргарита Миронова (редактор отдела оперативной информации)

Фото: Scharfsinn / Shutterstock / Fotodom  

Повышение утильсбора на автомобили отсрочили до 1 декабря по поручению первого вице-премьера Дениса Мантурова. Причиной стал ажиотажный спрос на иностранные транспортные средства — многие сделки по оплате иномарок, заключенные в последнее время, должны были облагаться по действующим правилам, однако их доставка затягивается.

Как заявил Мантуров, заложниками ситуации могли стать и те граждане, которые оплатили автомобиль до объявления об изменениях, поэтому следует ввести переходный период для завершения действующих заказов, а при необходимости и расширить его.

Денис Мантуров

Фото: Владимир Федоренко / РИА Новости

С просьбой отсрочить введение нового утильсбора к Мантурову обратились члены общественной организации «Деловая Россия». Они призвали вывести из-под действия новых правил утильсбора автомобили, купленные за рубежом до 1 ноября.

Повышение утилизационного сбора на автомобили в 2025 году

Изменение утилизационного сбора касается механизма его расчета — проект постановления правительства предполагает, что при расчете размера утильсбора теперь будет учитываться мощность двигателя. Это не позволит пользоваться льготой при покупке гибридного автомобиля или автомобиля с турбированным двигателем. Постановление правительства оставляет сборы в размере 3,4-5,2 тысячи рублей (зависит от возраста машины) только для автомобилей мощностью менее 160 лошадиных сил.

Читайте также:  У россиян остался месяц на выбор формы получения льгот

Как на изменение утильсбора отреагировали в стране?

Проект постановления подвергся резкой критике со стороны автомобилистов, представителей автобизнеса и Федеральной таможенной службы (ФТС). Заместитель руководителя ФТС Владимир Ивин, выступая в Совете Федерации, раскритиковал новую систему утильсбора. По его словам, «ФТС не понимает расчеты Минпромторга».

«Отсутствует единый нормативный акт, регулирующий расчет сбора. Для разных типов транспортных средств (особенно гибридов и электромобилей) используются разные методики определения мощности. На практике это приводит к произвольным доначислениям и противоречивым решениям на разных таможнях», — приводит слова Ивина портал «Авто.ру».

Фото: IamfromMykolayiv / Shutterstock / Fotodom  

В свою очередь председатель Совфеда Валентина Матвиенко обратилась к руководителю ФТС Валерию Пикалеву с просьбой «снять остроту» по утильсбору.

Очень острая ситуация, некорректная. То постановление, которое подготовлено, оно не решает в полной мере эту проблему. Надо успокоить и навести порядок по этому вопросу

Читайте также:  Названы даты заседаний Банка России по ключевой ставке в 2026 году

Валентина Матвиенкопредседатель Совета Федерации

Представители автомобильного бизнеса убеждены, что введение нового расчета утильсбора «убьет рынок». Портал Autonews.ru узнал мнение у специалистов по подбору и доставке иномарок из-за рубежа.

По словам экспертов, от ставок утилизационного сбора будут зависеть цены на разные категории автомобилей. Сейчас клиенты боятся не успеть растаможить автомобиль до введения новых правил по «утилю», поэтому заказов у автодилеров стало заметно меньше.

«Если раньше популярным выбором были, к примеру, BMW X3 с пробегом до 60 тысяч километров, то теперь все чаще рассматриваются варианты с пробегом уже под 120 тысяч», — поделился эксперт по покупке и доставке автомобилей из Германии Кирилл Чернов.

Материалы по теме:В России сотнями закрываются автосалоны с машинами из Китая.Неужели эпоха их доминирования подошла к концу?8 мая 2025Утилизационный сбор на автомобили в России:что это такое, правила, что изменилось в 2025 году17 января 2025Цены на машины в России взлетят. При чем тут новые правила утильсбора?16 сентября 2025В некоторых городах прошли митинги против повышения утильсбора

Читайте также:  Вологодский губернатор сообщил о переименовании сети алкомаркетов

Во Владивостоке и Новосибирске прошли акции против нового проекта правительства. Как уточняет интернет-портал BFM.RU, организаторами мероприятия выступили местные депутаты, а также представители бизнеса.

Участники акции потребовали сделать процесс формирования утильсбора прозрачным и обоснованным, а также создать инфраструктуру по утилизации автомобилей и пересмотреть налоговую и таможенную политику.

«Люди, конечно, кричали «Долой утилизационный сбор», «Хватит грабить народ» и так далее», — говорится в материале.

Дерипаска назвал способ поднять российский автопром

По мнению российского миллиардера Олега Дерипаски, поднять показатели отечественному автопрому можно, ориентируясь на опыт Китая, в котором в прошлом году выпустили 31 миллион автомобилей, в то время как в России — чуть более миллиона.

Ставки по долгосрочным кредитам — 4 процента, курс — 105 рублей за доллар. И через четыре года у вас отрасль с 1,2 миллиона высокооплачиваемых рабочих мест

Олег Дерипаскароссийский миллиардер

Следуя китайскому пути, можно добиться дополнительного роста ВВП на 2 процента в год, а также на прибавку экспорта на 25 миллиардов долларов, добавил бизнесмен.