Работники Музея истории Екатеринбурга до сих пор не могут поверить своему счастью. Четвертого января, когда учреждение было на заслуженных выходных, сюда пришла некая пожилая женщина с массивным свертком под мышкой. Узнав, что никого из научных сотрудников нет, дама просто отсавила «посылку» в гардеробе и ушла, пишет «Комсомольская правда-Екатеринбург».
Там и простоял подарок, пока не наступили трудовые будни, и сотрудники не изучили содержимое свертка. Выяснилось, что внутри — ценная картина. Работа голландского художника, жившего сто лет назад, за чьи полотна коллекционеры всего мира до сих пор бьются в крупнейших аукционных домах.
Изысканные двери Белоруссии, новинка сезона по привлекательной цене http://dveribelorussii.ru/. У нас самые выгодные предложения и особый подход к каждому клиенту.
– Это голландский пейзаж художника Николаса Брюйнстейна (Nicolaas Bruijnesteijn, – Ред.). Здесь изображен канал и церковь, вероятнее всего протестантская, – рассказал «КП-Екатеринбург» Сергей Скробов, хранитель Музея истории Екатеринбурга. – Николас был художником-самоучкой. Он родился в семье банкиров, но его дедушка, тоже банкир, любил рисовать, и от него талант передался внуку.
Отучившись в школе искусств в Амстердаме, художник попал в армию. Это случилось во время Первой мировой войны. Правда, Николасу Брюйнстейну повезло. Голландия сохраняла нейтралитет, поэтому вместо сражений выходец из семьи банкиров рисовал пейзажи. Одним из них и стала эта картина.
– В 1917-м году его демобилизовали, и он кому-то продал эту картину, – добавляет хранитель музея. – Она оказалась в Германии, ей сделали богатую немецкую раму. А сам художник поступил в Академию художеств города Брюгге. Затем он стал рисовать натюрморты, которые до сих пор пользуются большой популярностью. Например, их продают через аукционный дом Кристис.
Пейзаж с церковью тем временем осел в гостиной одной германской семьи. Там картина провисела до конца Великой Отечественной войны.
– В записке, которую оставила с картиной неизвестная женщина, говорится, что в 1945-м году один из советских солдат нашел это полотно в Германии в богатом доме и увез, как трофей, на Урал, – говорит Сергей Скробов. – Кстати, обычно картины, когда увозили, предварительно вынимали из рам. А здесь солдат взял все вместе: и дорогую немецкую раму, и даже оригинальное стекло, и подлинную веревочку на раме. Долгое время картина висела в квартире советского солдата. А теперь его потомки решили отдать ее в дар нам, о чем и сказали в записке.
Причем, по всей видимости, желание было настолько сильное, что родственница фронтовика не захотела ждать окончания новогодних каникул.
Любопытная деталь: после революции 1917 года картин голландских художников в российские музеи практически не поступало. Советские власти считали дурным тоном покупать живопись, поэтому голландских художников XX века не найти даже в Эрмитаже.
– Если эту картину когда-нибудь захотят увидеть в Европе, тогда министерство культуры будет ее оценивать, чтобы определить страховую стоимость. Пока же мы не знаем, сколько она стоит. На учет поставили, и достаточно, – добавляют в музее. – А на показ первый раз выставим полотно 4 июня в День дарителя музея.
Данил Свечков