Рустэм Хамитов построил «крышу» вместо квартир
Под крылом президента Башкирии бывший вице-мэр Уфы Филиппов и глава Уфимского района Угаров плодят обманутых дольщиков
Алексей Кулаков
Рустэм Хамитов
Доля дольщикаВ республике Башкортостан с новой силой вспыхнули протесты обманутых дольщиков. Проблема, считавшаяся ещё три года назад почти решённой, вдруг обострилась до такой степени, что президент Хамитов вынужден использовать лексику на грани нормативной и созывать экстренные совещания. 13 июля на таком совещании в присутствии «силовиков» он сыпал в адрес застройщиков прямые угрозы: «Украли, разбежались по всяким теплым странам эти жулики! А люди страдают. <…> Давить, давить, давить. Пока они не решат проблемы эти…»
Однако жители республики уже не верят, что «громы и молнии» Рустэма Закиевича способны кардинально улучшить ситуацию. Более того, Хамитов всё чаще называется главным бенефициаром тех коррупционных схем, которые и привели к тяжелейшему жилищно-строительному кризису.
Первое, что приходится констатировать: истинных масштабов этой социальной катастрофы президент республики не знает. Или знает, но нарочно «путается в показаниях».
Так, в прямом эфире телеканала «Россия» 13 апреля 2017 года Хамитов заявил, что в Башкортостане насчитывается 3,5 тысячи обманутых дольщиков. 6 июля на заседании парламента — Курултая республики — говорил уже о двух тысячах людей, волею судеб и экономических реалий оставшихся без денег и без жилья. А всего через неделю, на упомянутом выше совещании, опять вернулся к цифре 3,5 тысячи.
Значит ли это, что всего за два с половиной месяца властям удалось предоставить ключи от заветных квартир почти половине обманутых дольщиков? Конечно, нет. Цифры, называемые СМИ, намного внушительнее: башкирское телевидение говорит о 10 тысячах человек, которые не могут заселиться в давно оплаченные квартиры — в одном только недостроенном ЖК — «Миловский парк» в пригороде Уфы. И подобные новости почти каждый день приходят из разных уголков Башкирии.
ЖК «Миловский парк» — проект, который на стадии запуска активно рекламировал сам Хамитов: несколько раз приезжал на стройплощадки и перед камерами вещал о светлом будущем жителей этого квартала. Теперь обманутые дольщики «Миловского» вместо новоселий организуют массовые митинги. Их поддерживают братья по несчастью, 163 семьи, вложившие деньги в ещё один долгострой — высотки на ул. Ахметова, застройщиком которых выступает компания «Интеграл». Дольщики уфимского ЖК «Юл-Ай» пошли дальше, от отчаяния объявив голодовку, причём не в Уфе а в Москве, надеясь быть замеченными федеральной властью. Их примеру последовали обманутые соинвесторы ЖСК «Дуслык-Строй» — снова голодовка, и баннер на верхнем этаже недостроенного дома по ул. Кирова, квартиры в котором они выкупили аж 7 лет назад! Участники гаражного кооператива «Плес» пострадали, можно сказать, меньше — речь все-таки не о квартирах, а о гаражах. Но и здесь люди внесли немалые деньги, 8 лет назад, и при этом лишились своих старых гаражей, не получив ровным счётом ничего взамен.
А жители села Миловка, к примеру, вообще не просили строить жилье за них, они готовы были сами возвести свои дома — дайте только землю. И власти пообещали, но пришёл новый районный начальник, и обещанные людям участки вдруг «уплыли» под коммерческую затсройку. «Отобрать у нуждающихся и безвозмездно раздать богатым» — так метко описали эту занятную метаморфозу уфимские журналисты.
Конечно, этот земельно-строительный беспредел не ускользает от внимания главы республики. Точнее сказать, Хамитов обращает на него подчёркнуто публичное внимание, всячески демонстрируя свою решительность, готовность помочь людям. Вот, например, как он характеризовал проблему на последнем заседании Курултая: «Долевое строительство. Безобразная тема, просто отвратительная по сути своей. У людей забрали деньги, и собственно говоря, на этом всё завершилось. Нет ни жилья, ни перспективы — ничего. Значительная часть людей отдали последние деньги, продавая квартиры, машины, ещё что-то, лишь бы наскрести, лишь бы купить квартиру. И эти деньги пропали. <…> 2 тысячи несчастных людей мыкаются по съёмным квартирам. Думаю, что в ближайшее время мы проведём большое совещание по этой части».
То есть, Рустэм Хамитов старательно поддерживает имидж «мудрого и доброго царя», которому обманутые дольщики, в надежде на высшую справедливость, направили уже тысячи писем.
Однако в последнее время поток таких писем почти иссяк. Дольщики пытаются достучаться выше — в Москву. Кто-то шлёт письма, выкладывает в интернет петиции, добивается встреч с депутатами Госдумы, другие, как участники долевого строительства ЖК «Юл-Ай», действуют более радикальными методами. Потому что надежд на региональную власть остаётся все меньше, и в обществе укрепляется вполне резонное подозрение: а не стоит ли за этим беспределом сам Хамитов?
Оснований для подобных выводов становится всё больше. Судите сами.
Тяжкое наследство Филиппова
Пять последних лет в Уфе прошли на фоне непрерывных скандалов вокруг персоны бывшего вице-мэра по вопросам строительства Александра Филиппова. Именно при Филиппове были запущены все те деструктивные процессы, которые привели, в конечном счёте, к массовым банкротствам застройщиков и невозможности исполнить ими свои обязательства перед дольщиками.
Александр Филиппов
«Не в курсе или слишком в курсе?»Правой рукой вице-мэра в этом деле был Владимир Барабаш — бывший его советник, пресс-секретарь, специалист по связям с общественностью (как говорили тогда, «главный пиарщик Филиппова»), позже вдруг оказавшийся знатным девелопером и землевладельцем. Близкое сотрудничество с Филипповым принесло Барабашу весомое наследство в виде контроля над десятком компаний, так или иначе мимикрирующих под ГУП и муниципальные конторы, которым, в свою очередь, достались права на многие престижные участки под застройку в Уфе. Барабаш был первым, кто публично восторгался в прессе фактом назначения Филиппова на должность в 2012-м году, называл это «лучшим, что могло быть сделано в кадровой политике Уфы».
Ну, и тогда же в СМИ промелькнули первые сведения о том, что Филлипов — человек Рустэма Хамитова, что связывает их не только совместная работа, но и дружба семьями, и совместные увлечения, в частности, горнолыжный спорт.
Чем дальше «разворачивался» Филиппов в Уфе, тем сильнее крепло убеждение, что он — не только протеже Хамитова, но и находится под мощной опекой президента РБ. Иначе невозможно объяснить феномен «непотопляемости» вице-мэра, на которого за время пребывания у власти заводилось три (!) уголовных дела, в кабинете которого то и дело проводились обыски, а региональное управление ФАС не успевало выпускать предписания по признакам нарушений антимонопольного законодательства.
На этом фоне Филиппов в Уфе реализовал то, что в прессе успели окрестить «технологией создания обманутых дольщиков». Вице-мэр обзавёлся мощной командой юристов, которая тщательно выискивала поводы, чтобы отнимать ранее выданные земельные участки и проекты у неугодных застройщиков и передавать их угодным, то есть, подконтрольным и тем, кто был готов платить соответствующие «откаты». Признавались недействительными заключённые ранее договора аренды или продажи участков, искусственно затягивались процессы выдачи необходимых разрешений и госприемки объектов. В итоге застройщики доводились до банкротств, а дольщики оставались с недостроенными домами. Или даже достроенными, но не введёнными в эксплуатацию из-за санкций, наложенных администрацией Уфы, — как это было, например, с жителями микрорайона «Дема-8».
При этом родная сестра Филиппова Елена Горская и ещё ряд девелоперов, согласившихся «делиться» с вице-мэром без особых проблем и без обязательных открытых торгов получали в своё распоряжение самые лакомые участки.
Народ негодовал, Филиппов стал главным отрицательным героем не только местной, но и федеральной прессы, о его махинациях выходили передачи на ТВ, но для Хамитова он, похоже, стал идеальным «козлом отпущения». Все шишки сыпались на «скромного» вице-мэра, а президент республики мог оставаться в тени и даже иногда сверху высказывать показательное недовольство событиями в Уфе. Например, призывать судей «предельно жёстко карать за преступления в сфере жилищного строительства».
Далеко не все догадывались об этой истинной причине непотопляемости вице-мэра — хотя уже называли его и «кошельком Хамитова», и появилась в Сети переписка, из которой ясно, что Филиппов в интересах президента ведёт слежку за многими высокопоставленными коллегами, как в мэрии Уфы, так и в правительстве Башкортостана.
Тем временем, у президента Хамитова, как раз за время «великого передела» на строительном рынке Уфы, успел вырасти шикарный дом в Подмосковье, в элитном посёлке Сорочаны близ одноименного горнолыжного курорта (вот она, истинная страсть!). Не просто дом — целый дворец с башенками, рыночную стоимость которого риэлторы оценивают, как минимум, в 100 миллионов рублей! Ни в одной из налоговых деклараций Хамитова, который, как и все чиновники, обязан отчитываться перед россиянами о своих доходах, этого дома, разумеется, нет. Но жители Сорочан прекрасно знают, кто хозяин этого имения. И не раз видели на объекте Александра Филиппова, который лично контролировал ход президентской стройки…
Долго не «сдавал» Хамитов своего ставленника — почти пять лет. Понадобилось совсем уж серьёзное обвинение — в уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере, — чтобы Филиппова всё-таки отправили в отставку с формулировкой «утрата доверия».
Но дело его, как выяснилось, живёт, и у вице-мэра появился достойный продолжатель в деле охраны первого лица от ненужных подозрений. Им стал Вилорий Угаров — глава Уфимского района, вступивший в свою должность незадолго до увольнения Филиппова.
В то время, как многие уфимские девелоперы, уже построившие дома или выполнившие значительную часть работ, вынуждены защищать свой бизнес от посягательств мэрии в судах (как правило, безуспешно), — бизнесмены, близкие к Хамитову, чувствуют себя вполне уверенно. Несмотря на объективные финансовые трудности, проблемы с менеджментом и ресурсами, с опытом, наконец.
А если вдруг застройщик все-таки «сдувается» — весь огонь на себя, в том числе, показной гнев президента, принимает штатный козел отпущения. В случае с «Миловским парком» это Вилорий Угаров.
Но спрятать личные интересы Рустэма Хамитова как раз в этом случае будет сложнее всего.
Вилорий Угаров
Проект ЖК «Миловский парк» запускался с большой помпой в 2013-м году. Анонсировался как уникальный проект современной малоэтажной застройки, в экологически чистом месте, всего в 15 минутах от центра Уфы, с дворами, свободными от машин и т.д.
Президент Хамитов лично посетил стройплощадку «Миловского парка» и фактически рекламировал проект, на все лады расхваливая перед телекамерами его преимущества. Оценив поддержку такого мощного гаранта, покупатели понесли деньги за будущие квартиры — всего порядка 1500 человек.
Землю под строительство застройщику в аренду предоставил Фонд содействия развитию жилищного строительства (РЖС), который называли «карманным фондом» Филиппова. Ну, а застройщиком была выбрана никому не известная ранее компания «Килстройинвест», не имеющая в своём портфолио ни одного реализованного проекта в сфере жилищного строительства. Кроме того, фирма эта успела засветиться в скандале с «Х5-Ритейл», сорвав контракт по подготовке земельного участка для строительства гипермаркета «Карусель» в Уфе.
Компания «Килстройинвест» принадлежит некому Сергею Ластовчуку и Николаю Шеину — бывшему милиционеру, руководителю уфимской школы по подготовке кинологов МВД РФ. Но изначально, до 2014 года совладельцем фирмы был не Шеин, а его зять Дмитрий Комлев; название «КиЛстройинвест» и было придумано по буквам фамилий двух первых учредителей — Комлев и Ластовчук. Дмитрий женат на дочери Николая Шеина — Анастасии, которая после свадьбы взяла фамилию мужа и тоже стала Комлевой. В трогательном газетном очерке о себе, любимом, милиционер-кинолог Шеин упоминает, в частности, и о своих дочерях — Ксюше и Насте.
А в 2014 году Дмитрий Комлев неожиданно объявляется физлицом-банкротом, за спиной которого висит непогашенный долг в размере 4 млн рублей. То есть, отдавая в аренду земельный участок площадью более 200 га в пригородной зоне Уфы, фонд РЖС странным образом не придал значения материальному положению этого арендатора.
После такого непредвиденного случая Комлев снимает с себя полномочия гендиректора «Килстройинвеста» и выходит из числа учредителей компании, а в 2015 вдруг снова объявляется в публичном пространстве. Причем, ни много ни мало, в качестве депутата Совета муниципального района Уфимский район РБ, а также советника руководителя по вопросам стратегического планирования в ООО «Управление заказчика работ по домостроению и благоустройству».
Что удивительно, несмотря на тревожные запросы дольщиков по поводу дальнейшей судьбы «Килстройинвеста» и «Миловского парка» после событий 2014 года, глава района Вилорий Угаров продолжает упорно защищать интересы именно этого застройщика. Дескать, все нормально, объект будет достроен, не волнуйтесь, товарищи!
В 2016 году с большим интервью в «Коммерсанте» выходит новый гендиректор «Килстройинвеста» Павел Рыцев. Лейтмотив выступления тот же: объект будет достроен, проблемы с Дмитрием Комлевым на него никак не влияют: «личная жизнь участников, их семейные связи и родственные отношения не оказывают влияния на деятельность компании». Да, и Комлев, как выясняется, уже не банкрот, долг его как-то реструктурирован…
Отдельным вопросом в этом интервью звучит информация о базе отдыха «Бухта Кила» на Павловском водохранилище — как это заведение связано с «Килстройинвестом»? Рыцев путанно отвечает: никак, дескать это собственность какого-то ИП. И врёт. Потому что, по сведениям того же «Коммерсанта» брендом «Бухта Кила» владеет ООО «Времена года», единственным учредителем которого, согласно данным ЕГРЮЛ, является Анастасия Комлева — та самая девочка Настя, о которой рассказывал милиционер-кинолог Шеин. То есть, жена «банкрота» Дмитрия Комлева!
В этой маленькой детали кроется большая интрига, которая и не позволила г-ну Рыцеву публично признавать факт тесной аффилированности «Килстройинвеста» с «Бухтой Кила». Дело в том, что под ООО «Времена года» президентом Хамитовым сейчас заводится огромный госконтракт. Инвестпроекту компании в сфере туризма — это отель с рестораном в горнолыжном комплексе «Мраткино» — присвоен статус приоритетного. Это значит, что фирма г-жи Комлевой может претендовать на налоговые преференции, а также на прямую бюджетную поддержку в рамках создания необходимой инфраструктуры. Речь идет, по разным оценкам о сумме от 400 до 500 млн рублей.
Вырисовывается очень интересная картина «горнолыжного лобби» Рустэма Хамитова. Сначала в мэрию Уфы внедрятся его партнер по экстремальным спускам Александр Филиппов. Теперь вот на стратегический, казалось бы, объект «Миловский парк», реализуемый в рамках федеральной социальной программы «Жилье для российской семьи» (Постановление Правительства РФ от 05 мая 2014 г. № 404), приводится сомнительный застройщик. И этот же, по сути, застройщик привлекается для реализации проекта с господдержкой на горнолыжном курорте!
Причем тогда, когда уже очевидно, что проект «Миловский парк» провален, 1500 инвесторов превратились в обманутых дольщиков, а на то чтобы достроить жилой комплекс нужен миллиард рублей. И также очевидно, что, кроме как из бюджета РБ, взять этот миллиард неоткуда.
Но президент Хамитов, получается, как бы не при чём. Напротив, он негодует, собирает совещания, с пеной у рта костерит обанкротившихся застройщиков…
А удар на себя принимает Угаров — ему в первую очередь предъявляют теперь претензии и обманутые дольщики «Миловского парка», и обманутые жители села Миловка, так и не получившие обещанных участков, и, конечно, журналисты. Впрочем, никакого сочувствия к себе глава Уфимского района этим не вызывает. Поскольку, во-первых, для того и поставлен, а во-вторых — козлам отпущения в Башкирии очень неплохо платят.
Примечательный факт: Угаров, как и Филиппов раньше, входит в число самых состоятельных чиновников Башкорстостана. По данным декларации, за 2016 год Вилорий Угаров заработал 3,74 млн рублей, больше — только мэр Уфы Ирек Ялалов. Но нетрудно предположить, что это лишь маленькая видимая часть финансового айсберга главы Уфимского района. Вот и жители Миловки, наведавшиеся в гости к Угарову с изумлением обнаружили вместо заявленного домика площадью 174 кв.м. «огромную усадьбу с хозпостройками, подъездной дорожкой и крепостными, приставленными к благоустройству и красоте» — площадью никак не меньше 500 «квадратов».
Не иначе — вознаграждение за личную преданность президенту… А то ведь многие уже начинают что-то подозревать. И даже селяне из Миловки задаются явно «лишним» вопросом, обсуждая деятельность Угарова: «А Хамитов не в курсе? Или слишком в курсе?»
Когда статья готовилась к печати, пришла еще одна новость о «Миловском парке», которая также вряд ли добавит настроения его дольщикам. В арбитражный суд Башкирии поступило заявление о признании застройщика — компании «Килстройинвест» — банкротом. Вот таким символичным получился ответ на эмоциональные призывы президента кого-то там «давить, давить и давить…»