«Ведомости»: продажи российской сельхозтехники упали из-за конкуренции с КитаемПлатон Щукин (Редактор отдела «Экономика»)
Фото: Александр Река / ТАСС
За девять месяцев этого года продажи российской дорожно-строительной техники (ДСТ) в денежном выражении сократились на 4,5 процента по сравнению с тем же периодом прошлого года, до 55 миллиардов рублей. Об этом со ссылкой на статистику ассоциации «Росспецмаш» (объединяет компании, обеспечивающие 80 процентов выпуска) пишут «Ведомости».
Еще в первом полугодии продажи показывали рост на шесть процентов (38,6 миллиарда рублей), но в третьем квартале началось падение. Так, отдельно в августе сокращение составило 33,5 процента, а в сентябре — 23,4 процента.
В объединении объясняют такой результат растущими издержками производства, агрессивной экспансией на российский рынок более дешевой китайской техники, а также высокой ключевой ставкой, которая тормозит развитие предприятий.
Так, импорт ДСТ в 2023 году вырос на 58 процентов, до 440 миллиардов рублей, что в пять раз больше результата отечественных производителей. Особенно острая ситуация наблюдается в сегменте экскаваторов и фронтальных погрузчиков. Доля иностранных машин в этом сегменте устойчиво превышает 90 процентов, а идут они в основном из Китая.
Материалы по теме:Центробанк поднял ставку до 21 процента.Чем это решение обернется для российской экономики?25 октября 2024Курс доллара приближается к 100 рублям.Как это повлияет на экономику России?15 октября 2024
Глава проектов SBS-Consulting Дмитрий Бабанский объяснил, что импортная техника дешевле отечественной на 15-20 процентов. Если брать бульдозеры, то российский обойдется в 15 миллионов рублей, а китайский — в 12,5 миллиона.
Представитель «Росспецмаша» заявил, что ситуация начинает носит критический характер. Продажи снижаются, запасы на складах растут, а запредельно высокая ключевая ставка «ставит крест на инвестиционных программах заводов и их клиентов».
По словам Бабанского, позитивных для отрасли факторов не видно. Центробанк уже заявил, что высокие ставки в экономике очень надолго, инвестиции в строительство не растут, поэтому непонятно, что может породить спрос и развитие. Гендиректор Sherpa Group Александра Галактионова заметила, что помочь предприятиям могли бы планы государства по финансирования нацпроекта «Инфраструктура для жизни», но высокие ставки он не отменит.
По итогам года глава «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров ожидает снижения продаж российской ДСТ на 10–15 процентов. Гендиректор ассоциации «Спецавтопром» (входит более 80 предприятий, выпускающих ДСТ, самоходную, специальную технику) Денис Кудрявцев настроен более негативно, он ожидает падения на 30 процентов.
Ранее опрос Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) зафиксировал беспрецедентный рост просрочки платежей со стороны контрагентов, что является одним из признаков существенного увеличения числа банкротств.