В Николаеве прекращает свою работу Черноморский судостроительный завод, который был создан в советские времена. Благодаря своим масштабам и производственным мощностям предприятие могло бы реанимировать судостроение Украины. Теперь же его активы распродают по частям. Непонятно, что будет с территорией завода: порежут на металл, бетон разрубят на щебенку, а если повезет, то полуживой плавучий док продадут куда-нибудь в Турцию.
Запрограммированный упадок?
Начиная с нулевых годов Черноморский судостроительный завод «держался на плаву» за счет мелкого судоремонта и денег, вырученных от аренды площадей. Применять такого гиганта для подобных целей – это все равно, что использовать ядерный реактор для нагрева чайника с водой. Разумеется, все ценные кадры завода разъехались — большая часть в Россию, Польшу или Прибалтику.
Рекомендуем займ под залог недвижимости https://spb-kredit.info/.
Как отметил в комментарии для Новостного агентства «Харьков» политолог, политический обозреватель МИА «Россия Сегодня» Владимир Корнилов, на Украине подобные события давно уже стали рутиной.
«Только на этой неделе объявлено о фактической смерти двух гигантов – упомянутого Черноморского судостроительного завода и Днепропетровского металлургического комбината. На последнем еще недавно работало до 15 тысяч человек», – напомнил эксперт.
Владимир Корнилов подчеркнул, что все это происходит на фоне бравурных заявлений нового правительства о том, как они за пять лет откроют миллион рабочих мест. Правда, не говорят о том, где же и какое предприятие они собираются открывать.
«Крупные промышленные объекты уничтожаются, что является закономерным итогом Соглашения об ассоциации Евросоюза. И команда Зеленского, судя по ее либертарианским воззрениям, не только не собирается выправлять ситуацию, но и усугубит ее в ближайшее время», – подводит печальный итог эксперт.
Если бы только один завод…
К сожалению, Днепропетровский металлургический комбинат и Черноморский судостроительный завод – это только последние сводки с фронтов «экономической перемоги». Во многих СМИ сегодня озвучивают лишь обобщающие фразы, типа «на Украине идет деиндустриализация» или «экономика падает», а если посмотреть на конкретику, то творится там тихий ужас. Так, «Южмаш», прекративший сотрудничать с Россией, опустился до неофициального «слива» технологий ракетного двигателя Северной Корее. А теперь, как пишут в Reuters, забор этого завода зарос бурьяном.
Не лучше дела обстоят и с предприятием «Антонов» (полный цикл создания самолета, причем уникального). Завод, практически обескровлен. Летом 2017 года с саудитами запустили самолет демонстратор Ан-132D с иностранными комплектующими. На этом все. Кризис настал и для металлургической отрасли страны, которая приносила Киеву около трети всех поступлений в бюджет. Однако и это не спасло крупнейший Кременчугский сталелитейный завод от остановки работы.
Проблемы и ситуация, когда предприятие уже на грани закрытия, есть и в машиностроении. Запорожский автомобильный, Одесский припортовый заводы, «Львовсельмаш» – все они де-факто свели производственные мощности к минимуму или уже, по сути, мертвы. Компании одного из крупнейших машиностроительных комплексов Украины – «Азовмаш» – банкротятся одна за другой, в рамках реструктуризации долгов начинаются долгие судебные процессы, лишь бы не платить.
Процесс не остановить?
Почему это происходит, может ли Киев это остановить? Как рассказал в беседе с нашей редакцией ведущий эксперт Центра политического анализа Михаил Захаров, это часть общего процесса разрушения индустриальной советской экономики.
«Она была выстроена в одну вертикальную цепочку, смежники нередко находились в соседних республиках. После распада единой цепочки нарушались и связи. К тому же, есть конфликт России и Украины. Самолетостроение (то есть «Антонов» — прим.ред.) переживает крайне неприятные времена на Украине из-за длящегося конфликта с Москвой.
Коллективный украинский олигархат выжимал активы досуха, далеко не всегда заботясь об инвестициях в производство. В результате оно отстало от более продвинутых аналогов в ЕС и даже Китая уже на десятилетия. С госактивами ситуация никак не лучше. Там долгое время про внедрение инноваций даже речи не шло, магистральная задача заключалась в приватизации, а об инвестициях все забыли. Плюс, деградация кадров и системы образования», – рассказал эксперт.
Вообще ситуация с профессиональными сотрудниками, как считает Михаил Захаров, критическая. Старые кадры уходят на пенсию, новые не приходят, производство загибается. А тут еще и фактор глобальной конкуренции. Большую часть того, что производили на старых советских предприятиях, могут сейчас сделать в Азии, причем не просто дешевле, но и зачастую лучше.