Спонсоры

Аренда помещений в ТЦ: падение цен будет продолжаться

Эксперты уверены: даже после окончания кризиса цены на аренду площадей в торговых центрах будут снижаться. Таким образом, арендовать в ТЦ квадратные метры можно будет по более доступным ценам. Это объясняется снижением маржи на всех этапах, начиная от производителя и заканчивая розничными продавцами.

Не только в кризисе дело

Владельцы торговых центров склонны видеть причины нынешних низких ставок аренды площадей только лишь в кризисных явлениях, вынуждающих многих владельцев бутиков и прочих магазинов сворачивать свою деятельность. Они надеются на то, что с окончанием кризиса ставки удастся поднять, и все будет по-прежнему. Однако, по мнению экспертов в области развития гипермаркетов, есть несколько более глубоких причин, которые позволяют сделать неутешительные для собственников ТЦ прогнозы, назовем основные из них:

  • падение доходности практически всех секторов экономики при росте заполняемости рыночных ниш — в этом случае разница между себестоимостью и ценой, именуемая маржой, падает на всех этапах цепочки от производителя товара до его конечного потребителя, а значит, предприниматели начинают реально экономить и считать деньги;
  • появление новых ТЦ, которые отнимают определенную долю покупателей у уже существующих. При этом происходит снижение посещаемости как у малых магазинов, так и у крупных торговых точек и ТЦ;
  • снижение проходимости влияет на выручку, которая падает, при том постоянные затраты на открытие, наполнение магазина и прочие издержки остаются неизменными. Поэтому некоторым магазинам невыгодно открываться при нынешних прогнозах объемов продаж даже с арендной ставкой нулевого значения;
  • концентрация рынка — все чаще подсекторы торговли консолидируются вокруг небольшого числа игроков, а прочие этот рынок постепенно покидают. В качестве примера можно привести «Спортмастер», который остается реальным игроком в секторе спортивных супермаркетов, а прочих назвать уже трудно. Поэтому торговым центрам все сложнее найти арендаторов на помещения, хотя еще недавно их были десятки;
  • продажи идут в интернет — все чаще реальные магазины используются как «примерочная», где можно посмотреть торговую марку, пощупать товар, чтобы потом заказать его в интернете, с отгрузкой прямо со складов и сразу же клиенту. А так как таких точек для знакомства с маркой не нужно так много, как обычных магазинов продаж, то, соответственно, падает и спрос на торговые площади.
Читайте также:  Проектирование и изготовление резервуаров для различных сфер

Есть ли смысл строить и открывать новые ТЦ?

На первый взгляд, смысла нет. Есть опыт Европы, где торговые центры открываются, несмотря на более низкие, в сравнении с российскими, ставками аренды. Для того чтобы строительство и при пониженных ставках аренды было возможным, необходимо сокращать девелоперские расходы — стоимость земли и кредитов банка. При снижении спроса подешеветь должно и то, и другое.

В целом же владельцам ТЦ нужно понимать, что цена аренды уже вряд ли будет той, что была до кризиса. Ведь уже сейчас некоторые арендаторы выходят с предложением о заключении долгосрочных договоров, в которых предусмотрено снижение арендной ставки в соответствии с ИПЦ (индексом потребительских цен). Так что дальше будет еще большее падение, которое смогут избежать только супертоповые ТЦ, в которых не будут жалеть денег на продвижение, кто имеет и сохранит набор крупных (якорных) арендаторов и у кого, разумеется, изначально отличное место расположения торгового центра.

Читайте также:  Кредиты под залог недвижимости: выгодные решения от компании «ЗАЛОГ-СПБ»

Выражаем благодарность веб-сайту ekaterinburg.delinet.ru за предоставленный материал.