Экономика

Цены на машины в России взлетят. При чем тут новые правила утильсбора?

В России начнут учитывать мощность двигателя машин при определении утильсбораДмитрий Воронин

Фото: Bulkin Sergey / news.ru / Globallookpress.com

Минпромторг подготовил проект постановления правительства РФ о пересмотре методики в отношении утилизационного сбора. Корректировка, согласно которой он будет уплачиваться исходя не только из года выпуска машины и объема двигателя, но и его мощности, как планируется, вступит в силу 1 ноября и повлияет на стоимость авто.

При взимании утильсбора в России начнут применять прогрессивную шкалу

Необходимость актуализации соответствующей методики в министерстве объяснили в том числе популярностью в стране «высокомощных» машин с небольшими объемами двигателя, включая гибриды и электромобили, в связи с чем расчет утильсбора только на основании объема двигателя теряет актуальность.

На фоне этого планируется, что ради снижения вероятности некорректных расчетов «базовая ставка будет формироваться на основании типа и объема двигателя, а мощность двигателя будет влиять на формирование коэффициента по прогрессивной шкале».

20тысяч рублей

сейчас составляет базовая ставка утилизационного сбора для легковых машин в России

Изменения коснутся в том числе физлиц, ввозящих машины для личного пользования. Льготные коэффициенты утильсбора для них продолжат действовать, но только на автомобили мощностью менее 160 лошадиных сил (3,4 тысячи рублей за новый автомобиль и 5,2 тысячи — за машины старше трех лет). В Минпромторге подчеркнули, что такие автомобили составляют около 88 процентов от общего объема автопарка, впервые зарегистрированного в России за последние пять лет, а на Дальнем Востоке их и вовсе оказалось более 95 процентов от импорта (данные за 2024 год).

Читайте также:  В России ввели новые ограничения в отношении дачников

В случае утверждения соответствующего проекта новые правила не отразятся на автовладельцах, которые уже оплатили утильсбор по действующим правилам, также подчеркнули представители властей.

Фото: Bulkin Sergey / news.ru / Globallookpress.com

Ставку утильсбора повышают для поддержки отечественного автопрома

О том, что ставку утильсбора для машин с двигателем мощностью более 160 лошадиных сил, ввозимых в Россию для личных нужд, планируется повысить, еще в начале июля говорил глава Минпромторга Антон Алиханов. Тогда он указал, что с помощью инструмента власти хотят собрать дополнительно 40-60 миллиардов рублей, которые пойдут на программы поддержки спроса на отечественные автомобили. Проблемы в автопроме связаны со значительным снижением продаж после их ажиотажного роста, в том числе фиксировавшегося перед введением повышенного утильсбора в третьем квартале 2024 года. В кабмине ищут способ поддержать отечественные предприятия.

Повышение утилизационного сбора на автомобили в 2024 году

С 1 октября 2024 года цены утильсбор для легковых, легких коммерческих и грузовых автомобилей, а также спецтехники повысили в России на 70-85 процентов, запланировав ее рост на 10-20 процентов в каждом следующем. При вступлении изменений в силу отмечалось, что они не коснутся тех, кто привозит в страну машины с двигателем объемом меньше трех литров для личного пользования.

Читайте также:  В Черном море вновь нашли испачканных в мазуте птиц

Утилизационный сбор доказал свою эффективность как защитная мера для автопрома в условиях высокого риска демпинга со стороны зарубежных автопроизводителей, отмечал в том же июле Алиханов. «Помимо того что мы получаем дополнительные источники доходов, мы все-таки стимулируем собственное производство», — подчеркивал он.

На то, что зарубежные, прежде всего китайские, автопроизводители переманивают российских покупателей скидками до этого не раз указывали в крупнейшем российском автопроизводителе, «АвтоВАЗе».

Инструментом поддержки местных производителей называл введение утилизационного сбора и президент РФ Владимир Путин. Признавая, что поначалу это может сказываться на цене глава государства оценил ситуацию словами «это период становления, надо поддержать».

Фото: Bulkin Sergey / news.ru / Globallookpress.com

Инициативе Минпромторга предшествовало обращение российских автопроизводителей

Предложения Минпромторга были озвучены вскоре после того, как стало известно об обращении «Объединения автопроизводителей России», подписи под которым, в частности, поставили глава «КамАЗа» Сергей Когогин, президент «Группы ГАЗ» Вадим Сорокин и гендиректор «Соллерса» Николай Соболев.

Предприятия отмечали широкое распространение иномарок с турбированным двигателем и гибридных автомобилей, мощность которых при небольшом объеме двигателя может быть значительно выше аналогов.

Читайте также:  Названа страна-лидер по продажам автомобилей

Таким образом, отмечали они, сборы не обеспечивают «социальную дифференциацию», то есть покупатель может приобрести по заниженной цене автомобиль более высокого класса.

Сильнее всего подорожают электромобили и гибриды

На фоне предложений и анонсированных изменений по поводу утильсбора эксперты начали предсказывать новое подорожание автомобилей. Как пишет «Коммерсантъ», сильнее всего, согласно новым правилам, изменится стоимость утильсбора именно на электромобили и гибриды.

Фото: Bulkin Sergey / news.ru / Globallookpress.com

Замгендиректора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Ренат Тюктеев полагает, что цены могут вырасти на 800 тысяч рублей и выше в зависимости от мощности автомобиля, а некоторые модели, по словам гендиректора ГК «Автодом» Андрея Ольховского, могут подорожать и на два миллиона рублей. Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков добавляет, что в целом прибавит в цене весь автомобильный импорт. «Будут дорожать и менее мощные — это закон рынка»,— отмечает он.

В свою очередь директор департамента продаж новых автомобилей компании «Рольф» Николай Иванов указывает, что предложение Минпромторга позволит обелить рынок, поскольку сейчас «значительная часть автомобилей завозится с оплатой льготного утильсбора, а далее перепродается либо фактически используется в коммерческих целях», что, по его словам, искажает конкурентные условия.