«Скинемся всем миром» — этот девиз стал уже привычной моделью решения социально-экономических вопросов страны.
Ремонт учебных заведений — за счет родителей, лечение тяжелобольных детей — на пожертвования неравнодушных, капремонт многоэтажек — сборы с жителей… Зато бюджет сохранит миллиарды на оборонку, укрепление госкомпаний и другие более важные, чем благополучие граждан, нужды.
Обязательно ли открывать расчетный счет для ИП подробнее здесь.
Недавно ученые Азовского научно-исследовательского института рыбного хозяйства (АзНИИРХ) обратились к жителям региона с протянутой рукой — объявили о сборе средств… на спасение Цимлянского водохранилища. Они хотят развести в водоеме рыбу, белых толстолобиков и белых амуров, а выделяемых на эти цели госсредств не хватает.
Самому крупному на юге России пресноводному рыбопромысловому водоему 60 лет. Он перестал справляться со своими задачами. Дон, на котором стоит плотина, мелеет, количество и качество воды и рыбы катастрофически ухудшается.
«Старение водоема привело к бурному развитию в нем сине-зеленых водорослей, выделяющих токсические вещества. Это препятствует размножению промысловых рыб и ухудшает качество питьевой воды. Для улучшения экологической ситуации требуется регулярное зарыбление водохранилища молодью растительноядных рыб», — говорится в обращении ученых к землякам.
О том, что Дону угрожает экологическое бедствие, специалисты предупреждают давно. Доктор технических наук руководитель ЭАНО «Зеленый Дон» Владимир Лагутов называет Цимлянскую плотину самой бессмысленной в мире, утверждая, что после ее строительства в 1952 году и начались процессы обмеления. Водохранилище, по его словам, «держит воду на замке», не давая реке разливаться весной по всей длине, перекрывает рыбе путь на нерест и тем самым не дает ей размножаться, ежегодно уменьшая популяцию.
— Доходы от деятельности плотины за все годы меньше, чем стоимость потерянной рыбы. Это был стратегический запас страны. В случае неурожая ею можно было кормить все население 10 лет, — утверждает В. Лагутов.
Тем не менее чиновники продолжили усугублять процесс. Вслед за Цимлянским появились Константиновский и Кочетовский гидроузлы. Весь Дон «окован цепями цивилизации», от которой страдает не только Донской регион. Основной водосбор реки Дон, по утверждению сотрудника ЮНЦ РАН Олега Степаньяна, находится за пределами Ростовской области — в Воронежской и Московской областях. Донской регион пострадал раньше, потому что расположен ниже. Скоро те же проблемы коснутся и остальных, поэтому решать их нужно сообща, комплексно и на уровне всей страны.
Но пока преобладает разобщенность. Каждый регион самостоятельно занимается решением общих проблем в своей вотчине. Так, руководство Ростовской области с подачи транспортников видит панацею в установке еще одного гидроузла — Багаевского.
Председатель совета НП «Водный транспорт Дона» Александр Огарев утверждает, что Багаевская плотина — завершающий этап программы развития водных путей европейской территории России, задуманной еще при Столыпине, что она была принята в начале ХХ века и включала систему шлюзования Волги и Дона и Багаевский узел завершит эти планы на Дону.
Ученые пытались противостоять натиску. Завотделом промысловой ихтиологии АзНИИРХ Сергей Дудкин объяснял, что проект не решит проблем водоснабжения, орошения и рыбоводства. Для этого нужны другие подходы, например реконструкция существующих объектов. Но к науке в российском обществе прислушиваются в последнюю очередь. Ведь проект нужен транспортникам для развития судоходства, чтобы танкеры-пятитысячники могли возить нефтепродукты по реке. Сейчас им не хватает для этого глубины, но ради своих коммерческих интересов лоббисты готовы закрыть глаза на любые экологические потери и превратить Дон из природного объекта в техногенный канал.
Теперь, похоже, именно этот сценарий становится основным. Региону на реабилитацию части Цимлянского водохранилища из федерального бюджета выделены 39 млрд рублей, и чиновники на них собираются строить Багаевский гидроузел. При этом ученые просят жителей Дона сброситься всем миром и помочь им спасти природные богатства региона.